Теоретико-методологические проблемы исследования эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста
https://doi.org/10.21603/2078-8975-2018-3-129-139
Аннотация
Статья посвящена анализу теоретических и методологических подходов к изучению эмоционального интеллекта детей 5–7 лет. Авторы обосновывают актуальность данной научной проблематики с опорой на социальный заказ и нормативную базу современного дошкольного образования (федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования). В основной части статьи представлен анализ зарубежных и отечественных подходов к исследованию данного психологического феномена, делается вывод о том, что эмоциональный интеллект является регулятором целостного состояния психики человека и проявляется на физиологическом, психологическом, личностном уровнях ее функционирования. Описаны современные прикладные аспекты изучения эмоционального интеллекта у старших дошкольников. Представлен критический обзор методических средств оценки эмоционального интеллекта, в том числе у детей 5–7 лет, обозначаются проблемные зоны существующих сегодня методов диагностики эмоционального интеллекта и актуализируются вопросы выделения критериев оценки и отбора адекватных методов исследования данного феномена. В заключении авторы указывают на недостаточно изученные аспекты эмоционального интеллекта и обозначают теоретико-методологические проблемы исследования эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста. На основании результатов проведенного теоретического анализа авторы предлагают рассматривать эмоциональный интеллект как динамическую систему, функционирующую на всех уровнях психической жизни человека, и обосновывают необходимость разработки комплексного подхода к его изучению с позиций общей, возрастной и педагогической психологии, психофизиологии, дошкольной педагогики.
Об авторах
О. А. ТокареваРоссия
Ольга А. Токарева
650000, г. Кемерово, ул. Красная, 6
А. А. Серый
Россия
Андрей В. Серый
650000, г. Кемерово, ул. Красная, 6
А. И. Федоров
Россия
Александр И. Федоров
650000, г. Кемерово, ул. Красная, 6
Список литературы
1. Тайлакер Й. Б., Визингер У. Тренировка IQ: Ваш путь к успеху. М.: Астрель, 2004. 174 с.
2. Выготский Л. С. Учение об эмоциях. Историко-психологическое исследование // Выготский Л. С. Собрание сочинений. В 6 т. М.: Педагогика, 1984. Т. 6. С. 90–318.
3. Майер Г. Психология эмоционального мышления // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова. М.: Изд-во МГУ, 1981. С. 123–129.
4. Symonds P. M. Book reviews: The Abilities of Man; Their Nature and Measurement. Spearman C. NY: The MacMillan Co, 1927. 415 p. // The Journal of Philosophy. 1928. Vol. 25. Iss. 1. Р. 20–25. DOI: http://dx.doi.org/10.2307/2015168.
5. Thurstone L. L. The vectors of mind: Multiple-factor analysis for the isolation of primary traits. Chicago, IL, US: University of Chicago Press, 1935. 274 р. Режим доступа: http://dx.doi.org/10.1037/10018-000 (дата обращения: 22.01.2018).
6. Thorndike E. L. Human nature and the social order. NY: The MacMillan Co, 1940. 1019 р. DOI: http://dx.doi.org/10.1037/14654-000.
7. Doll E. A. The measurement of social competence: A manual for the Vineland Social Maturity Scale. US: Educational Test Bureau Educational Publishers, 1953. 664 р. DOI: http://dx.doi.org/10.1037/11349-000.
8. Эллис А., Макларен К. Рационально-эмоциональная поведенческая терапия. Ростов н/Д: Феникс, 2008. 160 с.
9. Sifneos P. E. Problems of psychotherapy of patients with alexithymic characteristics and physical disease // Psychotherapy and Psychosomatics. 1975. Vol. 26. № 2. P. 65–70. DOI: http://dx.doi.org/10.1159/000286912.
10. Андреева И. Н. О становлении понятия «эмоциональный интеллект» // Вопросы психологии. 2008. № 5. С. 83–95.
11. Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы, эмоции. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972. 40 с.
12. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2015. 705 с.
13. Робертс Р. Д., Мэттьюс Дж., Зайднер М., Люсин Д. В. Эмоциональный интеллект: проблемы теории, измерения и применения на практике // Психология. Журнал высшей школы экономики. 2004. Т. 1. № 4. С. 3–26.
14. Люсин Д. В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования. М.: Институт психологии РАН, 2004. С. 29–36.
15. Носенко Е. Л., Коврига Н. В. Эмоциональный интеллект: концептуализация феномена, основные функции. Киев: Высшая школа, 2003. 126 с.
16. Гиппенрейтер Ю. Б. Психологические игры и занятия с детьми. Развиваем эмоциональный интеллект! М.: АСТ, 2014. 128 с.
17. Куракина А. О. Модель психолого-педагогического сопровождения развития эмоционального интеллекта дошкольников // Фундаментальные исследования. 2013. № 11-3. С. 546–550.
18. Нгуен М. А. Психологические предпосылки возникновения эмоционального интеллекта в старшем дошкольном возрасте // Культурно-историческая психология. 2007. № 3. С. 46–51.
19. Анохина А. С., Токарева О. А. Психофизиологические основы эмоционального интеллекта // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-2. С. 311–314.
20. Аболин Л. М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости. Казань: Казанский гос. ун-т, 1987. 262 с.
21. Хомская Е. Д., Батова Н. Я. Мозг и эмоции. Нейропсихологическое исследование. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992. 180 с.
22. Айзенк Г. Ю. Понятие и определение интеллекта // Вопросы психологии. 1995. № 1. С. 111–131.
23. Сысоева Т. А., Овсянникова В. В. Скорость переработки эмоциональной информации как коррелят эмоционального интеллекта // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2015. Т. 12. № 2. С. 160–171.
24. Кривошеина Н. П. Особенности психофизиологического развития и адаптации детей с признаками дефицита внимания в период подготовки к школе и начального этапа обучения: дис. … канд. биол. наук. Кемерово, 2016. 153 с.
25. Андрюхина Л. М., Альтяпова Ю. А. Развитие эмоционального интеллекта дошкольников в условиях дополнительного образования // Инновационные процессы в образовании: стратегия, теория и практика развития: материалы VI Всероссийской научно-практич. конф. Екатеринбург, 2013. С. 11–14.
26. Айгунова О. А., Полковникова Н. Б., Савенкова Т. Д. Диагностика и развитие эмоционального интеллекта и социальной компетентности старших дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации // Вестник московского городского педагогического университета. Серия: педагогика и психология. 2016. № 4. С. 25–34.
27. Гусева А. Ю. Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ // Лучшая научно-исследовательская работа 2016: сборник статей III Международного научно-практического конкурса. Пенза, 2016. С. 105–111.
28. Куцева Е. В., Лужбина Н. А. Эмоциональный интеллект детей старшего дошкольного возраста // Труды молодых ученых Алтайского государственного университета. 2013. № 10. С. 366–368.
29. Афонькина Ю. А. Диагностика эмоционального интеллекта у дошкольников // Детский сад: теория и практика. 2014. № 4. С. 6–17.
30. Mayer J. D., Salovey P., Caruso D. Emotional intelligence: Theory, Findings, and Implications // Psychological Inquiry. 2004. Vol. 15. № 3. P. 197–215.
31. Ваr-Оn R. Development of the Ваг-Оn EQ-I: А measure of emotional intelligence. Paper presented at 105th Annual Convention of American Psychological Association. Chicago, 1997.
32. Schutte N. S., Malouff J. M. Comment on Developments in Trait Emotional Intelligence Research: A Broad Perspective on Trait Emotional Intelligence // SAGE. 2016. Vol. 8. Iss. 4. P. 343–344. DOI: http://dx.doi.org/10.1177/1754073916650499.
33. Савенкова Т. Д. Методика диагностики базовых параметров эмоционального интеллекта дошкольника // Вестник московского городского педагогического университета. Серия: педагогика и психология. 2017. № 3. С. 47–53.
34. Сухоносов А. П., Палазюк Н. Д. Формирование эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста в условиях учебно-воспитательного процесса в ДОО // Ребенок в образовательном пространстве мегаполиса: материалы Всероссийской научно-практической конференции. СПб.: НИЦ АРТ, 2016. С. 281–284.
Рецензия
Для цитирования:
Токарева О.А., Серый А.А., Федоров А.И. Теоретико-методологические проблемы исследования эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста. Вестник Кемеровского государственного университета. 2018;(3):129-139. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2018-3-129-139
For citation:
Tokareva O.A., Seryy A.V., Fedorov A.I. Theoretical and Methodological Problems of Emotional Intelligence Research in Children of Senior Preschool Age. The Bulletin of Kemerovo State University. 2018;(3):129-139. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/2078-8975-2018-3-129-139