ПРИНЦИПЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ЕДИНСТВА В КНИГАХ Ю. МОРИЦ 2000-Х ГОДОВ
https://doi.org/10.21603/2078-8975-2018-1-178-183
Аннотация
В статье рассматриваются принципы художественной целостности в книгах Ю. Мориц 2000-х годов («Лицо», «Таким образом», «По закону – привет почтальону», «Рассказы о чудесном», «Сквозеро», «Ванечка» и др.). Среди них такие семантически неделимые парные комплексы, как слово и графика, детское и взрослое, временное и вечное, реальность и вымысел, текст и контекст, устное и письменное слово. Восходящие к архетипическим, мифопоэтическим бинарным противопоставлениям как результатам познания действительности и способам ориентации в ней и её гармонизации, эти и другие парные сочетания у Мориц характеризуют индивидуальное поэтическое видение мира. С парностью связаны и сквозные в творчестве художника мотивы двойничества и близнечности. Соотношение компонентов этих художественных биномов подчинено универсальному у Мориц принципу анаморфозы – чередованию, перетеканию, отражению. Этот принцип воплощается на разных уровнях отдельного произведения и творчества в целом. Усложнение принципов художественной целостности в творчестве Мориц последних десятилетий предполагает углубление и расширение от книги к книге контекстуальных связей – с её собственным творчеством, с русской и мировой литературой и историей.
Ключевые слова
Об авторе
О. Н. ВладимировРоссия
Список литературы
1. Гиршман М. М. Литературное произведение: теория художественной целостности. М.: Языки славянской культуры, 2002. 528 с.
2. Грехнев В. А. Словесный образ и литературное произведение. Н. Новгород: Нижегор. гуманитар. центр, 1997. 197 с.
3. Лейдерман Н. Л. Функциональный аспект жанра // Теория жанра: исследования и разборы. Екатеринбург: УрГПУ, 2010. С. 17–57.
4. Мориц Ю. П. Драгоценный читатель!. Режим доступа: http://www.owl.ru/morits/ (дата обращения: 01.09.2017).
5. Вирабов И. Сердечки бьются. Появление «Сквозера», новой книги стихов Юнны Мориц, – событие в поэзии не рядовое // Российская газета. 25.04.2014.
6. Мориц Ю. П. Рассказы о чудесном. М.: Время, 2008. 448 с.
7. Мориц Ю. П. Таким образом: стихотворения. СПб.: Диамант: Золотой век, 2001. 248 с.
8. Плеханова И. И. Русская поэзия рубежа XX–XXI веков. Иркутск: Изд-во ИГУ, 2015. 163 с.
9. Бак Д. П. Сто поэтов начала столетия: пособие по современной русской поэзии. М.: Время, 2015. 576 с. Режим доступа: http://www.e-reading.club/book.php?book=1039685 (дата обращения: 16.09.2017).
10. Мориц Ю. П. По закону – привет почтальону. М.: Время, 2005. 572 с.
11. Мориц Ю. П. Сквозеро. М.: Время, 2014. 576 с.
12. Бондаренко В. Поэт большого стиля // Завтра: авторский блог. 00:00, 07.08.2014. Режим доступа: http:// zavtra.ru/blogs/poet-bolshogo-stilya (дата обращения: 16.09.2017).
13. Мориц Ю. П. Не бывает напрасным прекрасное. М.: Эксмо, 2006. 352 с.
14. Мориц Ю. П. Ванечка. Челябинск: АвтоГраф, 2002. 89 с.
15. Кривоусова З. Г. Книга Юнны Мориц «Ванечка» как художественное целое // Литературный текст XX века: проблемы поэтики: материалы IV Международной научно-практической конференции, посвященной памяти профессора Н. Л. Лейдермана. Челябинск, 2011. С. 177–182.
16. Мориц Ю. П. И в чёрных списках мне светло // Литературная газета.12–18.04.2006. № 15.
17. Кралин М. М. С Юнной по жизни. Режим доступа: https://my.mail.ru/community/ kralinsreaders/07B910931978E07F.html (дата обращения: 01.09.2017).
Рецензия
Для цитирования:
Владимиров О.Н. ПРИНЦИПЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ЕДИНСТВА В КНИГАХ Ю. МОРИЦ 2000-Х ГОДОВ. Вестник Кемеровского государственного университета. 2018;(1):178-183. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2018-1-178-183
For citation:
Vladimirov O.N. THE PRINCIPLES OF ARTISTIC UNITY IN THE BOOKS BY Y. MORITS IN THE 2000S. The Bulletin of Kemerovo State University. 2018;(1):178-183. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/2078-8975-2018-1-178-183