Preview

СибСкрипт

Расширенный поиск

ВЛАДЕНИЕ ЭЛЕМЕНТАМИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЯЗЫКОВ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ

https://doi.org/10.21603/2078-8975-2017-3-193-197

Аннотация

В статье рассматривается проблема готовности к межкультурному профессиональному общению выпускника неязыкового вуза, являющаяся следствием объективного разрыва между языком как инструментом профессионального общения и общелитературным языком как объектом и материалом учебных курсов. Ситуация усугубляется недостаточностью подготовки преподавателей иностранных языков в области профессиональных дисциплин: для овладения особенностями определенного профессионального подъязыка (т. е. одного из многочисленных социальных диалектов) необходим опыт постоянной работы на данном конкретном направлении. Следовательно, преподавание иностранного языка в неязыковом вузе требует более широкого применения интегративного подхода к работе над материалом и развитию коммуникативной компетенции. Отмечается компетентностноориентированный характер такого подхода и его мотивационный потенциал. Авторы рассматривают некоторые особенности подготовки к занятиям в таком формате и предлагают несколько приемов обучения, направленных на более широкое включение элементов профессионального языка в процесс подготовки будущих специалистов с целью развития их профессиональных навыков общения: методику кейсов, приемы эффективного использования аудио-видеоматериалов и мультимедийных презентаций по профессиональной тематике. Подчеркивается необходимость дальнейшей интеграции преподавания иностранного языка и профессиональных дисциплин, что требует системного подхода и совместной деятельности всех участников образовательного процесса в вузе.

Об авторах

Т. А. Логунов
Кемеровский государственный университет.
Россия
650000, г. Кемерово, ул. Красная, 6.


М. С. Лымарева
Кемеровский государственный университет.
Россия
650000, г. Кемерово, ул. Красная, 6.


Список литературы

1. Малюга Е. Н. Основные характеристики профессионального языка // Вестник Самарского государственного университета. 2011. № 1-2(82). С. 133–137.

2. Pavón V., Gaustad M. Designing Bilingual Programmes for Higher Education in Spain: Organisational, Curricular and Methodological Decisions // International CLIL Research Journal. 2013. No. 2(1). P. 81–94.

3. Mair M., Halkier H. Problem-Based Learning and Life-Long Learning: Principles, applications, challenges. Department of Culture and Global Studies, Aalborg University, 2013. Режим доступа: http://www.tempus-tourism.aau.dk/digitalAssets/81/81211_toull-pbl-guide_nov_13.pdf

4. Годжаева Н. С., Логунов Т. А., Лымарева М. С. Формирование иноязычной профессиональной компетенции у будущих специалистов в сфере туризма // В мире научных открытий. Серия: Социально гуманитарные науки. 2014. № 3(51). С. 154–164.

5. Золотарева С. А., Логунов Т. А. Применение элементов CLIL и проблемно-ориентированного обучения в преподавании иностранного языка на направлении подготовки "Туризм" с целью формирования общекультурных компетенций обучающихся // Вестник Кемеровского государственного университета. 2015. № 2. Т. 7. С. 81–86.

6. Акопова М. А. Иноязычная информационная компетенция – ключевая компетенция выпускника вуза // Реализация компетентностного подхода в системе высшего профессионального образования: сб. докл. Всерос. науч.практ. конф. / под ред. проф. М. А. Акоповой, Н. И. Алмазовой. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2012. С. 7–11.

7. Godzhaeva N. S., Logunov T. A. Developing Language Competency of University Teachers to Implement Content and Language Integrated Learning (CLIL) in a Regional University: Challenges and Prospects // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. 2015. Vol. 8. No. 11. P. 2299–2306. DOI: 10.17516/1997-1370-2015-8-112299-2306.

8. Pavón Vázquez V., Ávila López J., Gallego Segador A., Espejo Mohedano R. Strategic and organizational considerations in planning content and language integrated learning: a study on the coordination between content and language teachers // International Journal of Bilingual Education and Bilingualism. 2014. № 18(4). P. 1–17. DOI: 10.1080/13670050.2014.909774.

9. Горбова Н. В. Формирование социокультурной компетентности в системе профессионального обучения немецкому языку средствами интегрированного спецкурса // Межкультурная компетенция: сб. статей. Петрозаводск: Изд-во КПГУ, 2006. С. 11–16.

10. Маханькова Н. В., Мокрушина Л. В. Мультимедийная презентация в иноязычном образовании: учебное пособие. Ижевск: Удмуртский университет, 2012. 125 с.


Рецензия

Для цитирования:


Логунов Т.А., Лымарева М.С. ВЛАДЕНИЕ ЭЛЕМЕНТАМИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЯЗЫКОВ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ. Вестник Кемеровского государственного университета. 2017;(3):193-197. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2017-3-193-197

For citation:


Logunov T.A., Lymareva M.S. MASTERING PROFESSIONAL LANGUAGE UNITS AS A CONDITION OF EFFECTIVE CROSS-CULTURAL COMMUNICATION. The Bulletin of Kemerovo State University. 2017;(3):193-197. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/2078-8975-2017-3-193-197

Просмотров: 622


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-2122 (Print)
ISSN 2949-2092 (Online)