Preview

СибСкрипт

Расширенный поиск

ФОРМИРОВАНИЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ О ЧЕЛОВЕКЕ КАК РЕЗУЛЬТАТ ЦЕЛОСТНОЙ И ПОЭЛЕМЕНТНОЙ ОБРАБОТКИ ЛИЦЕВЫХ СИГНАЛОВ

https://doi.org/10.21603/2078-8975-2017-3-117-124

Аннотация

Впечатление о человеке формируется как результат взаимодействия нескольких сигналов. Согласно целостному (конфигуральному) пути формирования впечатления значение лицевых сигналов зависит от контекста (может изменяться при наличии других знаков). В соответствии с поэлементным путем социальные суждения зависят от вклада каждого из лицевых факторов, обладающих инвариантным значением. В настоящей работе изучалось формирование впечатления при восприятии двух лицевых характеристик: физической привлекательности и аномальности (представленной орбитальным гипертелоризмом) для вынесения социальных суждений о чертах личности, межличностной привлекательности и надежности. Мы ожидали, что впечатление от лиц в зависимости от физической привлекательности и аномальности будет сформировано с использованием целостного и поэлементного путей. В эксперименте 4 группы испытуемых (144 человека) оценивали физически привлекательные и непривлекательные лица с увеличенным и нормальным межглазным расстоянием. Взаимодействие физической привлекательности и аномальности, соответствующее целостному пути, определило оценку надежности, выраженную через приписываемые черты (опасность) и криминальные потенции (вероятность совершения разных типов преступлений). Независимое влияние физической привлекательности и лицевых признаков орбитального гипертелоризма оказало влияние на оценку степени потенциальной межличностной близости. Формирование впечатления при наличии двух лицевых сигналов было осуществлено в соответствии с целостным и поэлементным путями. Актуализация путей формирования впечатления зависит от релевантности лицевого фактора и социальных суждений.

Об авторах

С. В. Зорина
Самарский национальный исследовательский университет имени академика С. П. Королева.
Россия
443086, г. Самара, Московское шоссе, 34.


О. А. Камзина
Самарский национальный исследовательский университет имени академика С. П. Королева.
Россия
443086, г. Самара, Московское шоссе, 34.


Список литературы

1. Brewer M. B. A Dual Process Model of Impression Formation // Srull T. K., Wyer R. S. (Eds.) Advances in social cognition. New York: Psychology Press, 2014. Vol. I. P. 2–36. Режим доступа: https://books.google.ru/books?id=Kg3sAgAAQBAJ&dq=Brewer+M.+B.+A+Dual+Process+Model+of+Impression+Formation+&lr=&hl=ru&source=gbs_navlinks_s (дата обращения: 28.09.2017).

2. Asch S. E. Forming impressions of personality // The Journal of Abnormal and Social Psychology. 1946. № 41(3). P. 258–290. DOI: 10.1037/h0055756.

3. Anderson N. Cognitive algebra // Berkowitz L. (Ed.) Advances in experimental social psychology. New York: Academic Press, 1974. Vol. 7. P. 1–101.

4. Zebrowitz L. A., Rhodes G. Sensitivity to ‘‘bad genes’’ and the anomalous face overgeneralization effect: Cue validity, cue utilization, and accuracy in judging intelligence and health // Journal of Nonverbal Behavior. 2004. № 28(3). P. 167–185.

5. Зорина С. В., Шалаева Н. Ю. Физические характеристики лица человека как фактор социальной перцепции // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2013. № 5(106). С. 184–187.

6. Синдромы и симптомы в клинической практике: эпонимический словарь-справочник / сост. В. И. Бородулин, А. В. Тополянский. М.: Эксмо, 2010. 464 с.

7. Барабанщиков В. А., Хозе Е. Г. Конфигуративные признаки экспрессий спокойного лица // Экспериментальная психология. 2012. Т. 5. № 1. С. 45–68.

8. Хрисанфова Л. А. Оценка индивидуально-психологических особенностей при восприятии морфированных мужских лиц // Экспериментальная психология. 2012. Т. 5. № 3. С. 44–57.

9. Dion K., Berscheid E., Walster E. What is beautiful is good // Journal of Personality and Social Psychology. 1972. № 24. P. 285–290.

10. Kerr N. L. Beauti fuland blameless: Effect sofvictim attractiveness and responsibility on mock jurors' verdicts // Personality and Social Psychology Bulletin. 1978. Vol. 4. № 3. P. 479–482.

11. Eagly A. H., Ashmore R. D., Makhijani M. G., Longo L. C. What is beautiful is good, but..: A metaanalytic review of research on the physical attractiveness stereotype // Psychological bulletin. 1991. № 110(1). P. 109–128. DOI:10.1037/0033-2909.110.1.109.

12. Шмелев А. Г. Психодиагностика личностных черт. СПб.: Речь, 2002. 480 с.

13. Варлашкина Е. А., Латышева Е. В. Привлекательная внешность как фактор успеха профессиональной деятельности в сфере «Индустрии красоты» // Вестник Омского университета. Серия: Психология. 2011. № 1. С. 27–33.

14. Коровина М. В. Феномен сверхзначимости внешних оценок и нарушения межличностного взаимодействия // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2008. Т. 8. № 2. С. 85–88.

15. Малёнова А. Ю., Искра А. И. Гендерные особенности факторов аттракции в ситуации первого свидания // Вестник Омского университета. Серия: Психология. 2011. № 2. С. 19–30.

16. Набойченко Е. С. Психологическое сопровождение развития детей и подростков с атипичными особенностями внешности: автореф. дис. … д-ра психол. наук. Екатеринбург, 2009. 47 с.

17. Шалаева Н. Ю., Гудзовская А. А. Типы социальных установок в отношении привлекательности/ непривлекательности другого человека // Вестник Самарского муниципального института управления. 2013. № 3. С. 133–141.

18. Bogardus E. S. A social distance scale // Sociology and Social Research. 1933. № 17. Р. 265–271.

19. Little A. C., Burriss R. P., Jones B. C., DeBruine L. M., Caldwell C. A. Social influence in human face preference: men and women are in fluenced more for long-term than short-term attractiveness decisions // Evolutionand Human Behavior. 2008. № 29(2). P. 140–146.


Рецензия

Для цитирования:


Зорина С.В., Камзина О.А. ФОРМИРОВАНИЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ О ЧЕЛОВЕКЕ КАК РЕЗУЛЬТАТ ЦЕЛОСТНОЙ И ПОЭЛЕМЕНТНОЙ ОБРАБОТКИ ЛИЦЕВЫХ СИГНАЛОВ. Вестник Кемеровского государственного университета. 2017;(3):117-124. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2017-3-117-124

For citation:


Zorina S.V., Kamzina O.A. IMPRESSION FORMATION ABOUT A PERSON AS A RESULT OF HOLISTIC AND ELEMENT-WISE PROCESSING OF FACIAL SIGNALS. The Bulletin of Kemerovo State University. 2017;(3):117-124. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/2078-8975-2017-3-117-124

Просмотров: 586


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-2122 (Print)
ISSN 2949-2092 (Online)