Preview

СибСкрипт

Расширенный поиск

МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ

https://doi.org/10.21603/2078-8975-2017-3-110-116

Аннотация

Статья посвящена изучению морфофункциональных и психофизиологических особенностей детей с нарушениями умственного развития. Обследованы учащиеся 1-х классов общеобразовательной школы психологопедагогической поддержки – дети 7–9 лет, обоего пола, имеющие различные заболевания центральной нервной системы (олигофрения разной степени, синдром Дауна, аутизм, эпилепсия). Все дети характеризовались разной степенью умственной отсталости. Установлено, что степень умственной отсталости и характер поражения центральной нервной системы по разному влияют на выраженность отклонений в гармоничности физического развития, нарушении осанки, уровне развития мелкой моторики рук, особенностях формирования функциональной асимметрии мозга и пространственного восприятия у обследуемых детей. В группе детей с легкой степенью умственной отсталости меньше представителей с низким уровнем развития мелкой моторики рук, неопределенными признаками функциональной асимметрии мозга и низким уровнем пространственного восприятия по сравнению с детьми с тяжелой степенью умственной отсталости и синдромами Дауна и аутизма.

Об авторах

Н. Г. Блинова
Кемеровский государственный университет.
Россия
650000, г. Кемерово, ул. Красная, 6.


Н. Н. Кошко
Кузбасский региональный центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Здоровье и развитие личности».
Россия
650023, г. Кемерово, пр. Ленина, 126а.


Р. М. Акбиров
Кемеровский государственный университет.
Россия
650000, г. Кемерово, ул. Красная, 6.


Список литературы

1. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: учебное пособие / под ред. Л. С. Цветковой. М.: МПСИ, 2006. 296 с.

2. Коновалова Н. Г., Колтунова А. А., Коновалова А. В. Нейрофизиологическое обоснование физических тренировок детей младшего возраста с перинатальным поражением центральной нервной системы // Сибирский педагогический журнал. 2010. № 6. С. 208–217.

3. Фишман М. Н. Функциональное состояние коры и регуляторных структур ствола у детей с нарушениями речевого развития // Физиология человека. 2001. Т. 27. № 5. С. 30–34.

4. Robinson K. E., Pearson M. M., Cannistraci C. J., Anderson A. W., Kuttesch J. F., Wymer K., Smith S. E., Park S., Compas B. E. Functional neuroimaging of working memory in survivors of childhood brain tumors and healthy children: Associations with coping and psychosocial outcomes // Child Neuropsychology: A Journal on Normal and Abnormal Development in Childhood and Adolescence. 2014. № 21(6). P. 779–802. DOI: 10.1080/09297049.2014.924492.

5. Забрамная С. Д., Боровик О. В. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей: пособие для психолого-педагогических комиссий. М.: Владос, 2008. 115 с.

6. Практикум по психофизиологической диагностике: учебное пособие для студ. высш. уч. завед. М: Владос, 2000. 128 с.

7. Безруких М. М., Сонькин В. Д., Фарбер Д. А. Возрастная физиология (физиология развития ребёнка): учебное пособие; 2-е изд., стер. М.: Академия, 2009. 416 с.

8. Свиридова И. А., Кошко Н. Н., Блинова Н. Г., Фёдоров И. А., Варич Л. А., Шагвалиева Е. А. Морфофункциональные и психофизиологические особенности детей, оставшихся без попечения родителей // Современные проблемы науки и образования. 2015. №6-0. С. 664.

9. Шипицына Л. М. Нейропсихологические аспекты диагностики детей в процессе коррекционно-развивающего обучения // Дефектология. 1999. № 5. С. 3–10.

10. Реброва Н. П., Чернышова М. П. Функциональная межполушарная асимметрия мозга человека и психические процессы. СПб.: Речь, 2004. 60 с.

11. Annett M. Handedness and brain asymmetry: The right shift theory. Hove, UK: Psychology Press, 2002. 396 p.

12. Блинова Н. Г., Кошко Н. Н., Акбиров Р. М. Психофизиологическое сопровождение обучающихся с ранним детским аутизмом // Сибирский вестник специального образования. 2016. № 1–2. С. 32–35.

13. Morillon B., Lehongre K., Frackowiak R. S., Ducorps A., Kleinschmidt A., Poeppel D., Giraud A. L. Neurophysiological origin of human brain asymmetry for speech and language // Proc Natl Acad Sci U S A. 2010. V. 107. № 43. P. 18688–18693.

14. Брин И. Л., Дунайкина М. Л., Шейнкман О. Г. Нейропсихологические аспекты аутистических расстройств у детей и вопросы терапии // Организация психолого-педагогической и медико-социальной помощи лицам с расстройствами аутистического спектра. 2009. С. 61–73.


Рецензия

Для цитирования:


Блинова Н.Г., Кошко Н.Н., Акбиров Р.М. МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ. Вестник Кемеровского государственного университета. 2017;(3):110-116. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2017-3-110-116

For citation:


Blinova N.G., Koshko N.N., Akbirov R.M. MORPHOFUNCTIONAL AND PSYCHOPHYSIOLOGICAL FEATURES IN CHILDREN WITH INTELLECTUAL DISORDERS. The Bulletin of Kemerovo State University. 2017;(3):110-116. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/2078-8975-2017-3-110-116

Просмотров: 707


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-2122 (Print)
ISSN 2949-2092 (Online)