ОСОБЕННОСТИ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С УЧЕТОМ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ НА ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ К ШКОЛЕ И НАЧАЛА ОБУЧЕНИЯ
https://doi.org/10.21603/2078-8975-2017-2-151-157
Аннотация
В статье проведен анализ особенностей физиологической адаптации и темпов психофизиологического развития детей подготовительных групп детского сада и 1 – 2 классов гимназии. Выявлены различия нейродинамических показателей, физиологической адаптации и степени активности вегетативной нервной системы у детей 6 – 8 лет с учетом гендерных особенностей. Установлено, что независимо от возраста мальчики характеризуются более низким уровнем развития психических функций, меньшей уравновешенностью процессов возбуждения и торможения в центральной нервной системе, при этом более высокой скоростью зрительно-моторной реакции. Для них свойственна более высокая степень напряжения регуляторных механизмов. Среди мальчиков чаще выявляются лица с признаками дефицита внимания и социально-психологических дефицитов. У девочек отмечаются наиболее оптимальные для соответствующего возрастного периода нейродинамические показатели, уровень развития психических функций, отмечается преимущественно сбалансированное или парасимпатическое влияние на сердечный ритм и чаще отмечается удовлетворительное функциональное состояние.
Об авторах
Н. П. КривошеинаРоссия
650023, Кемерово, пр. Ленина, 126а
А. И. Федоров
Россия
650000, Кемерово, ул. Красная, 6
Э. М. Казин
Россия
650000, Кемерово, ул. Красная, 6
И. А. Свиридова
Россия
650023, Кемерово, пр. Ленина, 126а
Н. Н. Кошко
Россия
650023, Кемерово, пр. Ленина, 126а
М. С. Коломеец
Россия
650023, г. Кемерово, пр. Ленина, 126а; 650000, Кемерово, ул. Красная, 6
Список литературы
1. Вереина А. Г., Кондратенко Е. И. Изменение адаптационного потенциала старших дошкольников в течение учебного года и физиологическое обоснование его коррекции // Естественные науки. 2011. № 1. С. 101 – 105.
2. Дубровинская Н. В., Фарбер Д. А., Безруких М. М. Психофизиология ребенка: психофизиологические основы детской валеологии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: ВЛАДОС. 2000. 1444 с.
3. Заваденко Н. Н., Петрухин А. С., Манелис Н. Г., Успенская Т. Ю., Суворинова Н. Ю., Борисова Т. Х. Школьная дезадаптация: психоневрологическое и нейропсихологическое исследование // Вопросы психологии. 1999. № 4. С. 21 – 28.
4. Звягина Н. В., Морозова Л. В. Некоторые особенности психофизиологического потенциала детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста // Альманах «Новые исследования». М.: Вердана. 2004. С. 176 – 177.
5. Кайгородова Н. З. Оптимизация вхождения ребёнка в школу в контексте здоровья школьников. Барнаул: Алт. ун-т, 2008. 157 с.
6. Кошко Н. Н. Влияние экологических и социальных факторов в период раннего онтогенеза на морфофункциональный и психофизиологический статус семилетних детей: дис. … канд. биол. наук. Барнаул, 2012. 148 с.
7. Лурье С. Б., Селятицкая В. Г., Касаткина Н. Э., Блинова Н. Г., Литвинова Н. А., Свиридова И. А., Шорин Ю. П., Федоров А. И., Коваленко Н. В. Адаптация и здоровье. Теоретические и прикладные аспекты: коллективная монография / под ред. Э. М. Казина. Кемерово: КРИПКиПРО, 2008. 299 с.
8. Бреслав Г. М., Хасан Б. И. Половые различия и современное школьное образование // Вопросы психологии. 1990. № 2. С. 64 – 69.
9. Бужигеева М. Ю. Гендерные особенности детей на начальном этапе обучения // Педагогика. 2002. № 8. С. 29 – 34.
10. Кривошеина Н. П., Федоров А. И., Казин Э. М., Свиридова И. А., Кошко Н. Н., Коломеец М. С. Особенности взаимосвязи между показателями социально психологической и физиологической адаптации детей старшего дошкольного возраста с различной степенью дефицитов развития // Валеология. 2015. № 2. С. 53 – 58.
11. Сиротюк А. Л. Дифференцированное обучение младших школьников с учетом индивидуально-психологических особенностей: дис. … д-ра психол. наук. М., 2004. 420 с.
12. Федоренко Е. Ю. Выявление риска зависимости у детей 6 – 8 лет: методическая разработка. Красноярск, 2008. 17 с.
13. Морозова А. В. Возрастные особенности психофизиологических механизмов обеспечения мотивационно-обусловленной интеллектуальной деятельности детей 4 – 8 лет. СПб., 2003. 258 с.
14. Иванов В. И., Литвинова Н. А., Березина М. Г. Оценка психофизиологического состояния организма человека. Роспатент № 2001610233.
15. Галлеев А. Р. Использование показателей сердечного ритма для оценки функционального состояния школьников с учётом их возрастных особенностей и уровня двигательной активности: автореф. дис. ... канд. биол. наук. Новосибирск, 1999. 20 с.
16. Блинова Н. Г., Игишева Л. Н., Литвинова Н. А., Федоров А. И. Практикум по психофизиологической диагностике: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: ВЛАДОС, 2000. 128 с.
17. Weissman A. S., Chu B. C., Reddy L. A., Mohlman J. Attention Mechanisms in Children with Anxiety Disorders and in Children with Attention Deficit Hyperactivity Disorder: Implications for Research and Practice // Journal of Clinical Child & Adolescent Psychology. 2012. Vol. 41. № 2. P. 117 – 126.
18. Barkley R. A. Issues in the diagnosis of attention-deficit / hyperactivity disorder in children // Brain & Development. 2003. Vol. 25. P. 383 – 389.
19. Добрин А. В. Специфика вариабельности кардиоритма детей 7 – 8 лет в процессе эмоциональной нагрузки // Вестник психофизиологии. 2013. № 4. С. 29 – 37.
20. Хаспекова Н. Б., Чечельницкая С. М., Чиркова О. Ю. Вариабельность сердечного ритма в исследовании возрастной динамики вегетативной регуляции у здоровых детей 5 – 14 лет // Школа здоровья. 1999. Т. 6. № 4. С. 66 – 78.
21. Ясюкова Л. А. Оптимизация обучения и развития детей с ММД – Тест Тулуз-Пьерона: методическое руководство / доп. и перераб. СПб.: ИМАТОН, 2007. 104 с.
22. Max J. E., Manes F. F., Robertson B. A., Mathews K., Fox P. T., Lancaster J. Prefrontal and executive attention network lesions and the development of attention-defcit/hyperactivity symptomatology // J Am Acad Child Adolesc Psychiatry. 2005. Vol. 44. P. 443 – 450.
23. Shaw P., Lerch J., Greenstein D., Sharp W., Clasen L., Evans A., Giedd J., Castellanos F. X., Rapoport J. Longitudinal mapping of cortical thickness and clinical outcome in children and adolescents with attention-deficit ⁄ hyperactivity disorder // Arch Gen Psychiatry. 2006. Vol. 63. P. 540 – 549.
24. Qin S., Young Ch. B., Supekar K., Uddin L. Q., Menon V. Immature integration and segregation of emotion-related brain circuitry in young children // Proc. Natl. Acad. Sci. USA. 2012. V. 109. № 20. P. 7941.
Рецензия
Для цитирования:
Кривошеина Н.П., Федоров А.И., Казин Э.М., Свиридова И.А., Кошко Н.Н., Коломеец М.С. ОСОБЕННОСТИ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С УЧЕТОМ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ НА ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ К ШКОЛЕ И НАЧАЛА ОБУЧЕНИЯ. Вестник Кемеровского государственного университета. 2017;(2):151-157. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2017-2-151-157
For citation:
Krivosheina N.P., Fedorov A.I., Kazin E.M., Sviridova I.A., Koshko N.N., Kolomeets M.S. FEATURES OF PSYCHOPHYSIOLOGICAL DEVELOPMENT AND ADAPTATION OF BOYS AND GIRLS AT THE STAGE OF PREPARATION FOR SCHOOL AND THE BEGINNING OF SCHOOL EDUCATION. The Bulletin of Kemerovo State University. 2017;(2):151-157. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/2078-8975-2017-2-151-157