ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О БЕЗОПАСНОСТИ У КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА
https://doi.org/10.21603/2078-8975-2017-2-141-150
Аннотация
В статье представлены результаты исследования взаимосвязи сформированности представлений о безопасности с такими индивидуальнопсихологическими характеристиками, как интеллект, особенности характера, интернальность личности, особенности ценностно-смысловой сферы личности, которые описываются как психологические факторы сформированности представлений. В качестве испытуемых выступили курсанты военного института войск национальной гвардии РФ, обучение которых предполагает формирование военно-профессиональных компетенций, непосредственно связанных с обеспечением безопасности. Представления о безопасности рассматриваются как сложный смысловой конструкт в сознании курсантов, выступающий одним из основных элементов системы профессиональных представлений военнослужащих. По результатам статистической обработки данных обнаружены значимые корреляции между характеристиками сформированности представлений о безопасности с уровнем интеллекта, отсутствием заострений характерологических черт, осмысленностью жизни, интернальностью личности, зрелостью системы ценностных ориентаций. Выдвинуто предположение о том, что представления о безопасности – это сложный смысловой конструкт в сознании, тесно интегрированный в систему отношений личности, формирующийся во взаимосвязи с развитием личности в целом. Сделано заключение о необходимости оптимизации образовательного процесса в отношении формирования представлений о безопасности в военном образовании.
Об авторах
А. Г. КостоусовРоссия
630114, Новосибирск, ул. Ключ-Камышенское плато, д. 6/2
М. С. Иванов
Россия
650000, Кемерово, ул. Красная, 6
Список литературы
1. Рогов Е. И. Профессиональные представления субъекта деятельности: содержательный аспект // Современная парадигма исследования профессиональных представлений / под ред. Е. И. Рогова. Ростов н/Д: Фонд науки и образования, 2014. 252 с.
2. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. 444 с.
3. Смирнов С. Д. Мир образов и образ мира как парадигмы психологического мышления // Мир психологии. 2003. № 4. С. 18 – 31.
4. Московичи С. Социальное представление: исторический взгляд // Психологический журнал. 1995. Т. 16. № 1. С. 3 – 18.
5. Общая теория национальной безопасности: учебник / под общ. ред. A. А. Прохожева. М.: Изд-во РАГС, 2002. 320 с.
6. Рыбалкин Н. Н. Природа безопасности: дис. ... д-ра филос. наук. М., 2003. 407 c.
7. Мугулов Ф. К. Безопасность личности: теоретические и прикладные аспекты социологического анализа: монография. Сочи: РИО СИМБиП, 2003. 243 с.
8. Маслоу А. Г. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 1999. 479 с.
9. Баева И. А. Психологическая безопасность в образовании. СПб.: Союз, 2002. 271 с.
10. Краснянская Т. М. Безопасность человека: психологический аспект: учебное пособие / под ред. А. В. Непомнящего. Ставрополь: Пресса, 2005. 216 с.
11. Иванов М. С., Яницкий М. С. Отношение к личной безопасности: понятие, структура, ценностная вариативность // Психология отношений в постнеклассической парадигме: сб. ст. Белово: Изд-во филиала КузГТУ; ВеликоТырново: Изд-во ун-та «Св. Кирилла и Св. Мефодия», 2015. С. 54 – 69.
12. Ноянзина О. В. Использование концепции Human Security в изучении социальной безопасности // Известия Алтайского государственного университета. 2010. Вып. № 1-2. С. 199 – 202.
Рецензия
Для цитирования:
Костоусов А.Г., Иванов М.С. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О БЕЗОПАСНОСТИ У КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА. Вестник Кемеровского государственного университета. 2017;(2):141-150. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2017-2-141-150
For citation:
Kostousov A.G., Ivanov M.S. PSYCHOLOGICAL FACTORS OF FORMATION OF SECURITY CONCEPTS IN MILITARY HIGH SCHOOL CADETS. The Bulletin of Kemerovo State University. 2017;(2):141-150. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/2078-8975-2017-2-141-150