ДЕТСКИЙ ВОПРОС КАК ФОРМА ЛИНГВОКРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ
https://doi.org/10.21603/2078-8975-2017-1-148-153
Аннотация
Предметом рассмотрения в статье является специфика метаязыковой рефлексии в детской речи. Анализу подвергается лингвокреативная природа детских вопросов, транслирующих особенности образа мира ребенка и характер обработки языковой информации в свете сформированных когниций. Метаязыковая рефлексия характеризуется как одна из естественно складывающихся стратегий усвоения языка в онтогенезе, проявляющая аналитический инстинкт и познавательную активность ребенка. Цель исследования – выявление уникальности детских инноваций, связанных с рефлексией над их формой и содержанием, в плане ассоциативной и функциональной наполняемости. В качестве основного метода использовался дискурсивный анализ метаязыковых высказываний, зафиксированных в спонтанной речи детей в форме вопроса. Особо акцентируется взаимозависимость компенсаторной и преднамеренной креативности ребенка, проявляющей его способность к осознанному нарушению языкового канона. Метаязыковая составляющая детского вопроса дает возможность оценить креативность речевого действия ребенка в терминах беглости, гибкости, оригинальности. Разграничиваются детские вопросы, касающиеся логики вещей и логики языковых номинаций, устанавливается их корреляция. Проделанный анализ позволяет выделить следующие функции метаязыковой рефлексии в формировании языковой личности: 1) развитие лингвокреативных способностей в области «прочтения» мотивационной формы слова и применения выведенных алгоритмов в словотворческой деятельности; 2) выражение ребенком собственной уникальности в восприятии аспектов окружающего мира и перерабатываемой языковой информации; 3) моделирующая функция в формировании динамических подсистем детской речи, позволяющих ребенку реализовать свои коммуникативные и номинативные потребности.
Об авторе
Т. А. ГридинаРоссия
Россия, 620017, г. Екатеринбург, ул. Космонавтов, 26
Список литературы
1. Выготский Л. С. Психология. М., 2000. 1008 с.
2. Выготский Л. С. Психология искусства. М., 1987. 583 с.
3. Лепская Н. И. Язык ребенка (онтогенез речевой коммуникации). М., 1997. 151 с.
4. Касевич В. Б. Когнитивная лингвистика: в поисках идентичности. М., 2015. 192 с.
5. Трик Х. Е. Основные направления экспериментального измерения творчества // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова. М., 1981. 311 с.
6. Харченко В. К. Словарь детской речи. Белгород, 1994. 254 с.
7. Чуковский К. И. От двух до пяти. Живой как жизнь. Л., 1976. 576 с.
8. Доброва Г. Р. К вопросу о понимании семантики лексемы и умении сформулировать дефиницию (на материале освоения детьми терминов родства) // Психолингвистические аспекты изучения речевой деятельности. 2008. Вып. 6. С. 25 – 38.
9. Гридина Т. А. Ассоциативные проекции детских словотворческих инноваций и тренинги вербальной креативности // Лингвистика креатива-3: коллективная монография / под общей ред. проф. Т. А. Гридиной. Екатеринбург, 2014. С. 14 – 75.
10. Голев Н. Д. Динамический аспект лексической мотивации: монография. Томск, 1989. 252 с.
Рецензия
Для цитирования:
Гридина Т.А. ДЕТСКИЙ ВОПРОС КАК ФОРМА ЛИНГВОКРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ. Вестник Кемеровского государственного университета. 2017;(1):148-153. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2017-1-148-153
For citation:
Gridina T.A. CHILDREN'S QUESTION AS A FORM OF LINGUISTIC CREATIVE THINKING. The Bulletin of Kemerovo State University. 2017;(1):148-153. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/2078-8975-2017-1-148-153