СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ФЕНОМЕНА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЛИЧНОСТИ
Аннотация
В статье представлена необходимость изучения профессионально-ценностных ориентаций исходя из условий современного динамичного общества. Изучение категории профессионально-ценностных ориентаций направлено на формирование специалиста, способного и мотивированного на эффективную реализацию профессиональной деятельности. В работе рассмотрены особенности профессионально-ценностных ориентаций как самостоятельного психологического феномена, имеющего ведущее значение при определении профессионального уровня специалиста. На основании методологического анализа таких категорий, как профессионально-важные качества и профессиональные компетенции, выделены дефиниции (понятие, механизмы формирования, сфера развития) профессионально-ценностных ориентаций и представлена их общая структура. Показано, что профессионально-важные качества и профессиональная компетентность не могут отражать содержательные аспекты развития специалиста. В то время, как профессионально-ценностные ориентации способны выступать в качестве универсального критерия сформированности значимости профессиональной деятельности для личности и ее самореализации в труде. Дальнейшее изучение рассматриваемого в статье конструкта необходимо для разработки диагностического инструментария и программ психологического сопровождения формирования профессионально-ценностных ориентаций в процессе обучения в вузе.
Об авторе
Наталья Анатольевна СамойликРоссия
кандидат психологических наук, преподаватель кафедры пенитенциарной психологии и пенитенциарной педагогики
Список литературы
1. Байденко В. И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы): метод. пособие. М., 2005. 227 с.
2. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986. 240 с.
3. Карпов А. В. Психологическая структура профессиональной деятельности // Психология труда. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. 352 с.
4. Климов Е. А. Введение в психологию труда. М.: Культура и спорт: ЮНИТИ, 1998. 350 с.
5. Маркова А. К. Психология профессионализма. М.: Знание, 1996. 312 с.
6. Пермяков О. Е., Менькова С. В. Диагностика формирования профессиональных компетенций. М.: ФИРО, 2010. 114 с.
7. Самойлик Н. А. К вопросу об актуализации понятия «профессионально-ценностные ориентации» личности в современной науке // Альманах современной науки и образования. 2015. № 11. С. 100 – 102.
8. Серый А. В. Осмысленное отношение к профессиональной деятельности как условие развития профессионально значимых качеств психологов-практиков // Вестник Кемеровского государственного университета. 2005. № 2(22). С. 158 – 162.
9. Серый А. В. Становление компетентности практического психолога // Высшее образование в России. 2005. № 5. С. 63 – 66.
10. Субетто А. И. Онтология и эпистемология компетентностного подхода, классификация и квалиметрия компетенций. СПб.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. 257 с.
11. Фонарев А. Р. Психология становления личности профессионала. М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: МОДЭК, 2005. 240 с.
12. Шадриков В. Д. Деятельность и способности. М.: Логос, 1995. 72 с.
13. Яницкий М. С., Серый А. В. Развитие системы ценностно-смысловых ориентаций личности в профессиональной деятельности специалистов деонтологического статуса // Личность и профессиональная дея-тельность / под ред. Л. Г. Дикой, Т. Х. Невоструевой. Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2008. Т. 1. С. 147 – 159.
14. Яницкий М. С., Браун О. А., Пелех Ю. В., Франчек З., Саласса М. Социокультурные детерминанты становления системы ценностей учителей // Сибирский педагогический журнал. 2014. № 6. С. 27 – 35.
Рецензия
Для цитирования:
Самойлик Н.А. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ФЕНОМЕНА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЛИЧНОСТИ. Вестник Кемеровского государственного университета. 2016;(1):121-125.
For citation:
Samoylik N.A. MEANINGFUL CHARACTERISTICS OF THE PHENOMENON OF PROFESSIONAL-VALUE ORIENTATIONS OF THE PERSON. The Bulletin of Kemerovo State University. 2016;(1):121-125. (In Russ.)