К ВОПРОСУ ОБ ИЗУЧЕНИИ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА И ГОТОВНОСТИ К ИННОВАЦИЯМ РЕФОРМИРОВАНИЯ
Аннотация
В статье рассматривается творческий потенциал человека, работающего в уголовно-исполнительной системе. Обосновывается необходимость готовности к инновациям сотрудников, выявлена психолого-акмеологическая составляющая готовности к инновациям, определены ее основные компоненты и различные уровни психолого-акмеологической готовности. Предмет исследования - психолого-акмеологические компоненты готовности сотрудников уголовно-исполнительной системы к инновациям реформирования. Целью нашего исследования являлось практическое обоснование проблем психолого-акмеологической готовности к инновациям сотрудников пенитенциарной системы, критериев оценивания психолого-акмеологической готовности и выявления ее уровней, а также раскрытие факторов, способствующих и препятствующих достижению высокого уровня готовности. Согласно результатам эмпирического исследования, сотрудники, чей профессиональный стаж превышает 5 лет службы в уголовно-исполнительной системе, более социально креативны, чем сотрудники с профессиональным стажем менее 5 лет. Выделены 3 группы сотрудников с различными уровнями психолого-акмеологической готовности к инновациям: с низким уровнем готовности, средним и высоким. Для сотрудника с низким уровнем психолого-акмеологической готовности к инновациям характерны: недостаточная восприимчивость к изменениям; размытость жизненных, профессиональных планов и приоритетов, низкая мотивация к саморазвитию и овладению новыми профессиональными навыками; отношение к профессии нейтральное, либо скорее негативное, чем положительное; низкая социальная активность и креативность. Средний уровень психолого-акмеологической готовности к инновациям характеризуется достаточным развитием указанных компонентов, однако внешние факторы могут оказывать сильное влияние на успешность реализации инноваций на практике. Отношение к профессии нейтральное, либо скорее положительное, чем отрицательное. Сотрудник с высоким уровнем психолого-акмеологической готовности к инновациям характеризуется активной жизненной и профессиональной позицией. Жизненные планы и приоритеты гармонично согласовываются с профессиональной деятельностью. Стремится самореализоваться в профессии, проявляет разумную креативность, осуществляет новые способы решения проблем для оптимизации и продуктивности деятельности. Активно осваивает новые технологии и старается применить полученные знания и навыки на практике. Отмечается высокий уровень адаптивности к изменяющимся условиям. Наблюдается удовлетворенность выбранной профессией. Результаты исследования будут способствовать совершенствованию психологического сопровождения сотрудников пенитенциарной системы в условиях реформирования. Их целесообразно использовать при профотборе кандидатов на службу в уголовно-исполнительную систему, а также в рамках повышения квалификации сотрудников пенитенциарных учреждений.
Об авторах
Светлана Александровна КрасненковаРоссия
кандидат психологических наук, доцент кафедры практической психологии
Юрий Евгеньевич Суслов
Россия
кандидат психологических наук, психолог межрегионального отдела психологической работы
Александр Федорович Федоров
Россия
кандидат психологических наук, психолог межрегионального отдела психологической работы
Список литературы
1. Асмолов А. Г. Деятельность и уровни установок // Вестник МГУ. (Серия: Психология). 1979. № 1. С. 4.
2. Большой энциклопедический словарь / гл. ред. А. М. Прохоров. М., 1998.
3. Выготский Л. С. Собр. соч.: в 3 т. М., 1982 – 1984.
4. Вяткин А. П. Исследование личностной адаптации в структуре экономической социализации // Сборник трудов СПб ГУЭФ. СПб., 2004.
5. Дейнека О. С. Экономическая психология: учебное пособие. СПб., 1999.
6. Дуран Т. В. Реализация образовательной политики на основе компетентностного подхода // Вестник ВЭГУ. 2014. № 3(71). С. 26 – 33.
7. Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А. Психологические проблемы готовности человека к деятельности. М., 1986.
8. Красненкова С. А. Профессионализм сотрудников воспитательных колоний как фактор успешности ресоциализации несовершеннолетних осужденных // Формирование законопослушного поведения несовершеннолетних: психолого-педагогические аспекты: сб. науч. тр. / редкол.: К. Б. Владимиров [и др.]; отв. ред. и авт. предисл. С. А. Красненкова. Воронеж: Научная книга, 2015. С. 6 – 14.
9. Кузьмина Н. В., Манойлова М. А. Акмеология полиэтнической компетентности: диагностика и развитие: учебно-методическое пособие. СПб.: Центр стратегических исследований, 2012. 268 с.
10. Конюхова Е. Т. Фактор готовности в формировании установки на успешность профессиональной дея-тельности // Материалы научно-практической конференции. Новосибирск, 2002. С. 15 – 22.
11. Котик М. А. Психология безопасности. Таллин, 1987.
12. Леонтьев А. Н. Биологическое и социальное в психике человека (Проблемы развития психики). 4-е издание. М., 1981. С. 193 – 218.
13. Новейший философский словарь / сост. А. А. Грицанов. Мн.: Изд-во В. М. Скакун, 1998. 896 с.
14. Суслов Ю. Е. Психолого-акмеологическая готовность сотрудников к инновациям реформирования: автореф. дис. … канд. психол. наук. Кострома, 2015. 21 с.
15. Титов А. Б. Характеристика и принципы классификации инноваций: Препринт. СПб., Изд-во СПб, ГУЭФ, 1998. 25 с.
Рецензия
Для цитирования:
Красненкова С.А., Суслов Ю.Е., Федоров А.Ф. К ВОПРОСУ ОБ ИЗУЧЕНИИ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА И ГОТОВНОСТИ К ИННОВАЦИЯМ РЕФОРМИРОВАНИЯ. Вестник Кемеровского государственного университета. 2016;(1):111-115.
For citation:
Krasnenkova S.A., Suslov Yu.E., Fedorov A.F. TO THE QUESTION OF STUDYING THE CREATIVE POTENTIAL AND WILLINGNESS TO INNOVATE REFORMATION. The Bulletin of Kemerovo State University. 2016;(1):111-115. (In Russ.)