ЛИЧНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ КАК МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА
Аннотация
В статье представлены результаты исследования влияния личности преподавателя на профессиональное становление будущих железнодорожников и педагогов. Раскрыта и обоснована на примере современных исследований роль личности преподавателя не только как носителя и передатчика профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для подготовки профессионала, но и как наставника, воспитателя будущего профессионала, и в тоже время как «модели» профессионала, как представителя передовой части профессионалов – мастеров своего дела.
Исследование опирается на изучение субъективного благополучия студентов первокурсников и выпускников – представителей типов профессий «человек-техника» и «человек-человек» как интегративного показателя качества профессионального становления. Результаты исследования позволяют рассмотреть особенности профессионального становления по таким критериям, как: мотивация выбора профессии, адаптация к условиям учебно-профессиональной деятельности, специфика формирования профессионально важных качеств, особенности взаимодействия в системе преподаватель-студент и отношение к профессии. Основной вывод, подтверждающий результаты многочисленных исследований, заключается в том, что личность педагога, осуществляющего профессиональную подготовку, как модель профессионала для студента играет в процессе становления личности профессионала значимую роль. Обсуждение результатов исследования включает практические рекомендации по организации психологического сопровождения профессионального становления личности студента, учитывающие специфику их профессиональной подготовки.
Об авторах
М. В. СокольскаяРоссия
Сокольская Марина Вячеславовна – доктор психологических наук, доцент, заведующая кафедрой Общей, юридической и инженерной психологияи, профессор
О. О. Олифер
Россия
Олифер Ольга Олеговна – соискатель ученой степени кандидата наук, директор КГБОУ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи
Список литературы
1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. 299 с.
2. Иванов М. С., Яницкий М. С. К проблеме оценки потенциала самореализации личности в процессе обучения // Философия образования. 2004. № 3(11). С. 233 – 241.
3. Сокольская М. В. Психосемантический анализ отношения к профессии операторов – поездных диспетчеров // Психологическая наука и образование. 2007. № 4. С. 52 – 61.
4. Сокольская М. В. Личностное здоровье профессионала. Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2008. 303 с.
5. Сокольская М. В. Субъективное благополучие студентов – парадоксы особенностей профессионального образования // Гуманитарность современного образования: психолого-педагогические парадоксы: сб. науч. тр.. Хабаровск: Изд-во ДВГГУ, 2009. С. 139 – 150.
6. Сокольская М. В. Личностое здоровье профессионала: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. Хабаровск, 2012. 50 с.
7. Сыманюк Э. Э. Психология профессионально-обусловленных кризисов. М.: Воронеж, 2004. 319 с.
8. Яницкий М. С. Основные психологические механизмы адаптации студентов к учебной деятельности: дис. … канд. психол. наук. Кемерово, 1995. 144 с.
9. Яницкий М. С. Модификация методики Р. Инглхарта для изучения ценностной структуры массового сознания // Сибирская психология сегодня: сб. тр. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002. С. 189 – 195.
10. Якобсон П. М. Психологические компоненты и критерии становления зрелой личности // Психологический журнал. 1981. № 4.
Рецензия
Для цитирования:
Сокольская М.В., Олифер О.О. ЛИЧНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ КАК МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА. Вестник Кемеровского государственного университета. 2014;(3-1):143-147.
For citation:
Sokolskaya M.V., Olifer O.O. LECTURER’S PERSONALITY AS A MODEL OF PROFESSIONAL FORMATION OF STUDENT’S PERSONALITY. SibScript. 2014;(3-1):143-147. (In Russ.)