Preview

СибСкрипт

Расширенный поиск

ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТРЕНИНГА КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ

Аннотация

Тренинг коммуникативных навыков рассматривается в качестве самостоятельного средства оптимизации содержания подструктур ценностно-потребностной сферы личности (ЦПСЛ) в старшем подростковом возрасте. Поскольку подростковый возраст характеризуется высокой степенью личностной нестабильности, а содержание родовой подструктуры ценностно-потребностной сферы личности не подвержено изменениям через воздействие различных общественных институтов, то единственный способ гармонизации ценностно-потребностных подструктур – коррекция содержания общественной подструктуры ЦПСЛ. Выбор тренинга в качестве инструмента воздействия обусловлен рядом факторов. Во-первых, влияние общественных институтов в процессе социализации имеет опосредованный характер; в качестве посредников выступают различные малые группы, устойчивые и временные, а также отдельные референтные для подростка личности. Во-вторых, формат социально-психологического тренинга создает два условия, крайне важных для старшего подростка: наличие группы сверстников и наличие потенциального наставника, в качестве которого выступает тренер. В старшем подростковом возрасте родители зачастую не выполняют роль наставника, однако потребность в общении с референтным лицом старшего возраста в процессе социально-психологической адаптации не менее важна, чем взаимодействие в среде ровесников. Помимо того, что снижение конфликтогенности родовой и общественной подструктуры ценностно-потребностной сферы личности подростка можно непосредственно измерить соотношением выраженности ценностно-потребностных зон, появляется также возможность оценки психологической эффективности тренинга коммуникативных навыков у старших подростков. Для этого проведено сплошное исследование подростков профучилища г. Абакана Республики Хакасия, состоящее из 5 этапов. На предтренинговом (первом) этапе продиагностирован 91 подросток, вычислен индекс социально-психологической адаптации подростков. Затем, после реализации тренинга (второй этап), состоящего из 18 занятий, проведено три уровня ретеста: непосредственно по завершению тренинговой программы, через полгода и через 1 год. Таким образом, отслежена динамика психологической эффективности тренинга коммуникативных навыков у старших подростков. Результаты исследования могут быть использованы в процессе реализации системного подхода к социально-психологическому сопровождению старших подростков в условиях обучения в профессиональных училищах. Тренинг коммуникативных навыков может сформировать такие коммуникативные аттитюды, которые, с одной стороны, будут способствовать бесконфликтному общению, а с другой – не будут противоречить потребностям родовой подструктуры ценностно-потребностной сферы личности старшего подростка.

Об авторе

А. В. Мантикова
Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова, Абакан
Россия
Мантикова Анна Владимировна – аспирант IV курса ЗФО, старший преподаватель кафедры психологии Медико-психолого-социального института 


Список литературы

1. Богданова В. В. Траектории социализации как социологический феномен // Знание. Понимание. Умение. 2009. № 1. С. 70 – 74.

2. Морогин В. Г. Ценностно-потребностная сфера личности. Томск: ТГПУ, 2003. 357 с.

3. Морогин В. Г., Гусева Т. Б. Структура ценностно-потребностной сферы личности молодежи: этнические ценности русских и хакасов. LAP LAMBERT Academic Publishing. Абакан, 2012. 158 с.

4. Кольберг Л. Подход Лоуренса Кольберга к нравственному воспитанию // Психологический журнал. 1992. Т. 13. № 3.


Рецензия

Для цитирования:


Мантикова А.В. ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТРЕНИНГА КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ. Вестник Кемеровского государственного университета. 2015;1(2-1):130-134.

For citation:


Mantikova A.V. THE RESEARCH OF THE PSYCHOLOGICAL EFFECTIVENESS OF TRAINING COMMUNICATIVE SKILLS IN TEENAGERS. SibScript. 2015;1(2-1):130-134. (In Russ.)

Просмотров: 400


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-2122 (Print)
ISSN 2949-2092 (Online)