Preview

СибСкрипт

Расширенный поиск

ВОСПРИЯТИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ УНИВЕРСИТЕТА СТУДЕНТАМИ С РАЗНОЙ СТЕПЕНЬЮ ВЫРАЖЕННОСТИ ИМПЛИЦИТНЫХ ТЕОРИЙ ИНТЕЛЛЕКТА И ЛИЧНОСТИ

Аннотация

Цель исследования состояла в выявлении связи между субъективной оценкой студентами реализуемости базисных ценностей в образовательной среде университета и степенью выраженности у них имплицитных теорий интеллекта и личности. С целью исследования имплицитных теорий был использован опросник К. Двек в модификации Т. В. Корниловой и С. Д. Смирнова, а также методика субъективной оценки реализуемости базисных ценностей (СОРБЦ), разработанная С. А. Богомазом. Для студенческой выборки вычислены профиль значимости базисных ценностей и профиль реализуемости этих ценностей в университетской среде. Анализ профилей показывает, что университетская среда способствует реализации профессиональных ценностей, однако для студентов значимыми оказываются ценности «семьи», «любви» и «здоровья». Установлено, что для университетской среды характерен существенный «разрыв» между значимостью и реализуемостью ценности «быть здоровым». Обнаружена значимая корреляционная связь параметров имплицитных теорий с оценками реализуемости базисных ценностей. Полученные результаты расширяют представления о личностно-средовом взаимодействии и могут быть учтены при создании в университете условий, в максимальной степени обеспечивающих личностно-профессиональное развитие молодежи. Можно сделать вывод о том, что студенты с имплицитными теориями наращиваемого интеллекта и обогащаемой личности склонны позитивно воспринимать средовые условия, которые сложились в университетской образовательной среде. Особенности этой среды могут быть количественно охарактеризованы с помощью методики СОРБЦ. Анализ «разрыва» между значимостью ценностей и возможностью их реализации в университетской среде позволяет получить важную информацию об особенностях личностно-средового взаимодействия.

Об авторах

С. А. Богомаз
Томский государственный университет
Россия
Богомаз Сергей Александрович – доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой организационной психологии факультета психологии


О. Ю. Горчакова
Томский государственный университет
Россия
Горчакова Олеся Юрьевна – старший преподаватель кафедры организационной психологии факультета психологии


Т. Е. Левицкая
Томский государственный университет
Россия
Левицкая Татьяна Евгеньевна – кандидат психологических наук, доцент кафедры генетической и клинической психологии факультета психологии


А. А. Шекетера
Томский государственный университет
Россия
Шекетера Анастасия Александровна – аспирант факультета психологии


Список литературы

1. Абакумова Н. Н., Богомаз С. А. Мониторинг образовательных результатов в вузе: проблема содержания психолого-педагогической диагностики // Психология обучения. 2015. № 3. С. 62 – 68.

2. Аллахвердов М. В. Принцип проверяемости имплицитных теорий // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. (Серия 12: Психология, социология, педагогика). Вып. 3. СПб, 2011. С. 14 – 19.

3. Богомаз С. А., Тренькаева Н. А. Модель личностного развития в юношеском возрасте по варианту гиперсоциализации // Сибирский психол. журн. 2007. Вып. 26. С. 55 – 61.

4. Богомаз С. А., Мацута В. В. Субъективная оценка реализуемости базисных ценностей в городской среде // Сибирский психол. журн. 2012. № 46. С. 67 – 75.

5. Корнилова Т. В., Смирнов С. Д., Чумакова М. А., Корнилов С. А., Новотоцкая-Власова Е. В. Модификация опросников К. Двек в контексте изучения академических достижений студентов // Психологический журнал. 2008. Т. 29. № 3. С. 86 – 100.

6. Литвина С. А., Богомаз С. А., Галай И. А., Айзман Р. И. Особенности личностно-обусловленного восприятия вузовской молодежью среды города (на материале исследований в Иркутске, Томске и Куйбышеве) // Психология в экономике и управлении. 2014. № 1(11). С. 106 – 111.

7. Равен Дж. Педагогическое тестирование: Проблемы, заблуждения, перспективы / пер. с англ. Изд. 2-е, испр. М.: Когито-Центр, 2001. 142 с.

8. Розум С. И. Психология социализации и социальной адаптации человека. СПб., 2006. 362 с.

9. Dweck C. S., Chiu C., Hong Y. Implicit theories: Elaboration and extension of the model // Psychological Inquiry. Vol. 6(4). P. 322 – 333.

10. Hong Y., Chiu C., Dweck C. S. Implicit Theories of Intelligence / Efficacy, Agency, and Self-Esteem // The Springer Series in Social Clinical Psychology. 1995. P. 197 – 216.


Рецензия

Для цитирования:


Богомаз С.А., Горчакова О.Ю., Левицкая Т.Е., Шекетера А.А. ВОСПРИЯТИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ УНИВЕРСИТЕТА СТУДЕНТАМИ С РАЗНОЙ СТЕПЕНЬЮ ВЫРАЖЕННОСТИ ИМПЛИЦИТНЫХ ТЕОРИЙ ИНТЕЛЛЕКТА И ЛИЧНОСТИ. Вестник Кемеровского государственного университета. 2015;(3-3):88-92.

For citation:


Bogomaz S.A., Gorchakova O.Yu., Levitskaya T.Ye., Sheketera A.A. PERCEPTION OF THE UNIVERSITY’S EDUCATIONAL ENVIRONMENT BY STUDENTS WITH DIFFERENT MANIFESTATION DEGREES OF IMPLICIT INTELLIGENCE AND PERSONALITY THEORIES. SibScript. 2015;(3-3):88-92. (In Russ.)

Просмотров: 474


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-2122 (Print)
ISSN 2949-2092 (Online)