СОЦИАЛИЗАЦИЯ РЕБЕНКА В ПРОЦЕССЕ ПРИСВОЕНИЯ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ
Аннотация
В работе рассматриваются факторы социализации, которые выступают одновременно и средовыми факторами формирования личности. Социализация предполагает активное приобретение опыта, в том числе опыта взаимодействия со всеми элементами среды обитания. Формирование детской культуры безопасного взаимодействия с окружающей средой рассматривается как важнейший фактор социализации. Развитие субкультуры безопасности детства проходит в ходе разнообразной деятельности: игр, чтения, исследовательской деятельности, наблюдения, знакомства с пословицами и поговорками, русскими сказками. Благодаря элементам культуры безопасности, встроенным в детскую субкультуру, реализуется передача от поколения к поколению опыта избегания опасностей и безопасного поведения в ситуациях повышенного риска или неопределенности.
Об авторах
М. В. ПогодаеваРоссия
Погодаева Маргарита Викторовна – кандидат биологических наук, доцент кафедры конфликтологии и безопасности жизнедеятельности
О. А. Молокова
Россия
Молокова Ольга Александровна – кандидат биологических наук, доцент кафедры конфликтологии и безопасности жизнедеятельности
Список литературы
1. Абраменкова В. В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2000. 416 с.
2. Вернадский В. И. Биосфера и ноосфера. М.: Айрис-пресс, 2012. 576 с.
3. Горина Л. Н. Многоуровневая педагогическая система формирования культуры безопасности жизнедеятельности человека на основе изои гомоморфизма: дис. ... д-ра пед. наук. Тольятти, 2002. 443 с.
4. Зебзеева В. А. Экологическая субкультура детства как источник и фактор развития личности. М.: Сфера, 2009. 305 с.
5. Мудрик А. В. Социализация человека: учеб. пособие. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2010. 624 с.
6. Моисеев Н. Н. Современный антропогенез. Цивилизационные разломы. Эколого-политологический анализ // Вопросы философии. 1995. № 1. С. 3 – 30.
7. Молокова О. А., Погодаева М. В. Подготовка студентов направления «Педагогическое образование» к сопровождению социализации обучающихся на разных ступенях образования // Преподаватель ХХI века. 2014. № 3. С. 128 – 136.
8. Некрасова 3., Некрасова Н. Без опасности: от рождения до школы. М.: София, 2007. 176 с.
9. Партина Л. В. Социализация человека как проблема: автореф. дис. … канд. филос. наук. Алматы, 1994. 27 с.
10. Розум С. И. Психология социализации и социальной адаптации человека. СПб.: Речь, 2006. 365 с.
11. Рыбакова М. В., Гоманова С. О. Основные факторы социализации детей в условиях экопоселений России // Мониторинг общественного мнения, январь – февраль 2014. С. 135 – 143.
12. Садретдинова А. Э. Педагогическое проектирование образовательной среды формирования культуры безопасности жизнедеятельности у дошкольников: автореф. дис. … канд. пед. наук. Екатеринбург, 2009. 23 с.
13. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. В. А. Сластенина. М.: Академия, 2002. 576 с.
14. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 окт. 2013 г. № 1155. Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (дата обращения: 10.04.2015).
15. Федоров Н. Ф. Философия общего дела. М.: Мысль, 1982. 711 с.
16. Фельдштейн Д. И. Приоритетные направления психолого-педагогических исследований в условиях значимых изменений ребѐнка и ситуаций его развития. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2010. 16 с.
Рецензия
Для цитирования:
Погодаева М.В., Молокова О.А. СОЦИАЛИЗАЦИЯ РЕБЕНКА В ПРОЦЕССЕ ПРИСВОЕНИЯ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ. Вестник Кемеровского государственного университета. 2015;(3-3):22-25.
For citation:
Pogodaeva M.V., Molokova O.A. SOCIALIZATION OF THE CHILD IN THE ACQUISITION OF THE CULTURE OF SAFETY. SibScript. 2015;(3-3):22-25. (In Russ.)