Ставшие уже традиционными для данного выпуска журнала рубрики отражают широкий спектр исследовательского поиска авторов по актуальным для общей психологии и психологии личности, социальной, педагогической и клинической психологии проблемам. Статьи первого раздела выпуска Клинико-психологические аспекты социального взаимодействия личности посвящены анализу психологических особенностей личности в ситуации болезни. В частности, представлены проявления последствий пандемии COVID-19 на различных уровнях функционирования психики человека: в статье О. А. Гуськовой и соавторов верифицируется положение о том, что COVID-19 с поражением легких оказал влияние на состояние психического здоровья представителей мужского пола, выражающееся в сохранении состояния дистресса, избыточных проявлениях тревоги и депрессии; А. В. Солодухин и Д. А. Сидоркин на основании критического обзор исследований использования цифровых технологий при проведении дистанционных педагогических и психокоррекционных мероприятий в условиях пандемии COVID-19 выявляют ряд ограничений и недостатков, среди которых на первый план выступают технические и организационные проблемы. В исследовании, проведенном М. Илич и др. по результатам сопоставления с нормативными данными, выявляются психологические особенности лиц с воспалительными заболеваниями кишечника. А. В. Котельникова и соавторы рассматривают выход человека на пенсию как фактор приверженности к лечению у пациентов с хронической болью в спине. И. О. Логинова и Е. А. Кудашова констатируют значимость фактора устойчивости жизненного мира человека в преодолении вынужденной дефицитарности в ситуации болезни. В разделе Онто- и социогенетические аспекты развития и жизнеосуществления личности представлены статьи, характеризующие психологические и социально-психологические условия, закономерности, особенности, факторы и механизмы, определяющие процессы развития и функционирования личности. Д. С. Безносов на основании результатов эмпирического исследования определяет социально-психологическую структуру правовых отношений, состоящую из таких компонентов, как доверие к людям и правоохранительным органам, развитое правовое сознание, ассертивное поведение, соблюдение правовых норм и принципов справедливости и равенства. В статье Т. В. Капустиной, Р. В. Кадырова и И. С. Ильиной предлагается авторская методика диагностики типа привязанности к матери, рассматриваемого как фактор, оказывающий существенное влияние на развитие ребенка и процессы, связанные с его взрослением. Ю. В. Стряпухина и С. Т. Посохова представили теоретический обзор проблемы феномена созависимости в современных психологических исследованиях. Раздел Пространственно-временные и ценностно-смысловые составляющие образа мира и Я-концепции личности включает публикации, посвященные результатам оригинальных исследований, характеризующих психологические аспекты становления и функционирования феноменов образа мира и личностной Я-концепции. В статье О. Н. Асютиной и Е. В. Бредун выявляется специфика показателей самоорганизации личности, которая может оцениваться по трем значимым факторам: темпоральная одномерность самоорганизации, темпоральная сбалансированность самоорганизации, темпоральная децентрация. В статье Н. А. Булкиной на основании кросс-временного сравнительного анализа представлений о счастье в детском и пожилом возрасте констатируется значение ситуативного контекста данного феномена. Результаты исследования Е. М. Мещеряковой акцентируют внимание на временной перспективе личности как факторе, обусловливающем специфику переживания биографических кризисов и кризиса идентичности в экстремальных условиях жизнедеятельности. В статье М. А. Осетровой и В. П. Серкина представлены результаты многоэтапного изучения не описанного ранее синергетического феномена соприсутствия, которые подтвердили его существование как части психотерапевтического процесса и раскрыли содержательные аспекты его переживания. Обзорная статья О. И. Чернышовой посвящена анализу классического, неклассического и постнеклассического аспектов феноменологии понятий схема тела, образ тела, образ физического Я в различных психологических направлениях. Раздел Психолого-педагогические проблемы развития личности в норме и патологии посвящен исследованиям, актуализирующим роль условий образовательного и воспитательного процессов в личностном развитии. В статье С. В. Гани, Е. Ю. Брель и З. Р. Хайровой актуализируется роль психологической службы в системе высшего образования, выделяются основные направления деятельности, анализируется актуальное состояние и обозначаются перспективы развития. О. В. Защиринская и П. А. Белимова, актуализируя проблему альтернативной и дополнительной коммуникации в образовательном процессе школьников с нарушением интеллектуального развития, констатируют, что в работе с данной группой детей очевидные преимущества отмечаются у досимволических, низкотехнологичных и высокотехнологичных методов над текстовыми сообщениями. В статье П. Р. Юсупова и А. С. Межиной представлены результаты исследования страхов и тревог у студентов разного профиля обучения в контексте базисных убеждений и когнитивных искажений, на основании которых авторами выделены наиболее ресурсные базисные убеждения, повышающие возможность контроля над страхами и тревогами адаптации в учебном процессе. Приглашаем к сотрудничеству заинтересованных авторов! Наш журнал открыт для обсуждения новых тем и актуальных проблем психологии. |