Preview

СибСкрипт

Расширенный поиск

Опубликован выпуск по психологии (2024. Т. 26. № 5)

В статьях отражены результаты эмпирических и теоретических исследований по проблемам когнитивной сферы и ментального пространства личности, влияния онто- и социогенетических факторов на процессы развития и жизнеосуществления личности, межличностной коммуникации в различных сферах социальных отношений, факторов, обусловливающих образовательную деятельность в современных условиях. Статьи характеризуются широким спектром контекстуальности предметного поля, интегрирующего исследовательские области психологии личности, общей, социальной, педагогической, медицинской психологии.

Первый раздел номера Актуальные вопросы психодиагностики посвящен изложению материалов разработки, апробации и модификации психо­диагностического инструментария. В статье Л. И. Вассермана и соавторов приводятся теоретические положения, обосновывающие возможность практического применения методики экспресс­психодиагностики уровня социальной фрустрированности в системных клинико-психологических исследованиях, программах психо­профилактики и психотерапии. Д. И. Симонова и В. Б. Никишина делают заключение о новых возможностях психодиагностического инструментария в цифровом формате, в частности, они выявили стратегии поиска и некоторые тенденции проявления глазодвигательных реакций в процессе внимания. И. А. Филенко и С. А. Богомаз констатируют недостаток в современной практике существующих методов психологической диагностики личностных ресурсов для преодоления трудных жизненных ситуаций и предлагают к использованию психологам­практикам авторский апробированный опросник, позволяющий диагностировать знания человека о своих регуляторных характеристиках в контекстах его взаимодействия с трудными жизненными ситуациями.

Раздел Исследования когнитивной сферы и ментального пространства личности в норме и патологии традиционно посвящен исследованиям различных аспектов актуальных для сегодняшней психологии феноменов. В статье О. М. Краснорядцевой и соавторов обосновывается целесообразность использования специального разработанного диагностического устройства в качестве когнитивного тренажера для минимизации имеющейся дефицитарности когнитивного опыта у студентов и развития оптимальных стратегий решения сенсо­моторных задач различного уровня сложности. Н. Н. Крылова констатирует, что показатели метакогнитивной включенности в деятельность, критического мышления и отношения студента к информационной среде не являются изолированными друг от друга психологическими явлениями, и рекомендует использовать показатели выраженности данных феноменов при выборе стратегии проек­тирования развивающих программ, направленных на адаптацию студентов в информационной среде будущей профессиональной деятельности. В статье Н. И. Нелюбина актуализируется проблема много­мерности и нелинейности акта мышления, одновременно разворачивающегося в нескольких регистрах ментальности человека, захватывающего множество темпоральных, деятельностных и ноэтических планов его бытия. Э. М. Смерчинская и соавторы в результате исследования особенностей письменной речи пациентов с различными психическими расстройствами приходят к выводу, что структурный анализ речевой продукции пациентов позволяет объективизировать речевые нарушения, в частности с целью дифференции таких психических расстройств, как шизофрения, расстройство личности, биполярное аффективное расстройство.

В разделе Онто- и социогенетические аспекты развития и жизне­осуществления личности опубликованы результаты оригинальных исследований, характеризующих психологические и социально-психологические условия, закономерности, особенности, факторы и механизмы развития и функционирования личности на различных стадиях жизнеосуществления. В статье В. Д. Альперович анализируются рациональные и конкретные артефактные, архитектурные и антропоморфные метафоры, отражающие возрастную идентичность современного человека на этапе средней взрослости. Результаты исследования Т. Г. Бохан и соавторов позволили сделать предположение о вкладе составляющих физического развития в особенности поведения, проявления социального и эмоционального развития детей, рожденных с помощью ЭКО. В статье К. И. Шачневой и соавторов установлено, что неудовлетворительный гликемический контроль и хроническая гипергликемия у подростков с сахарным диабетом 1 типа взаимосвязаны с низкими результатами по пробам на мышление, беглость речи, прочность запоминания, а нейропсихологический дефицит соотносится с более низкими уровнями развития регулятивных процессов, ответственности, самоэффективности, с предпочтением экстернальных форм локусов контроля.

Раздел Психологические аспекты меж­личностной коммуникации в различ­ных сферах социальных отношений посвящен психологическим аспектам коммуникации в цифровой среде, функционированиию корпоративной культуры, профессиональной деятельности будущих специалистов. В обзоре П. А. Белимовой и А. В. Микляевой выявлено, что распространение визуальных средств коммуникации отражает общие тенденции визуального поворота в современной культуре и релевантно изменениям психологии человека, связанным с цифро­визацией различных сфер жизни. Т. В. Капустина и соавторы указывают на значимость навыков общения медицинских работников с пациентами в структуре пациентоориентированного подхода в корпоративной культуре медицинского учреждения, позволяющей сотрудникам достигать поставленных целей за счет коллективных решений и взаимопомощи. На значимость развития коммуникативной компетентности будущих врачей для обеспечения качественной медицинской помощи и профилактики эмоционального выгорания среди медицинских работников указывает И. В. Турова.

В завершающем разделе Психолого-педагогические проблемы в образовательной деятельности рассматриваются психологические аспекты функционирования субъектов образовательной деятельности. В статье О. В. Задорожной и Е. Н. Новохатько показано, что основную роль в оценке психологического благополучия студентами с ограниченными возможностями здоровья играют внутренние факторы, в частности особенности самоотношения с вектором позитивности и тенденциями к личностному росту, при этом оценочный модус влияния внешних факторов не имеет определяющего характера. Результаты исследования, изложенные в статье А. А. Реана и Р. Г. Кузьмина, расширяют понимание феномена агрессии учащихся, направленной на учителей, и углубляют представление о содержании и структуре девиктимизационных и профилактирующих программ, направленных на обеспечение безопасности и благополучия как учителей, так и учащихся. В статье И. В. Титкова и И. О. Логиновой излагается авторская нарративная модель геймификации, представляющая собой интеграцию игровых элементов и сюжетных линий в образовательный процесс для создания более интерактивной и мотивирующей учебной среды.

Приглашаем к сотрудничеству заинтересованных авторов! Наш журнал открыт для обсуждения новых тем и актуальных проблем психологии.