Preview

СибСкрипт

Расширенный поиск

Опубликован выпуск по психологии (2024. Т.26. № 2)

Рассматриваемые авторами проблемы раскрываются в контексте зачастую пересекающихся исследовательских областей общей психологии и психологии личности, социальной, педагогической, клинической психологии, что расширяет спектр научных интересов для читателей журнала. Ключевыми конструктами, определяющими проблемное поле представленных исследований, выступают такие понятия, как отношение к безопасности, когнитивные дисфункции, правовые отношения, экстремальные природно-климатические условия, ценностное отношение, жизнестроительство. Актуальность рассматриваемой в публикациях проблематики обусловливается необходимостью переосмысления психологических детерминант жизнедеятельности человека в современных условиях неопределенности и нестабильности геополитической ситуации.

Номер открывает раздел о патологических особенностях функционирования когнитивной сферы при различных заболеваниях. И. А. Изюмова вывила, что содержание получаемой информации у пациентов с болезнью Паркинсона претерпевает сильные изменения на этапе ее сохранения, что является фактором нарушения процессов консолидации и реконсолидации. Е. В. Щетинина и др. показали, что пациенты первого психо­тического эпизода с преобладанием дефицита со стороны когнитивной сферы чаще демонстрируют отсутствие критики к своему актуальному состоянию, что негативно сказывается на терапевтическом альянсе с врачом. А. В. Солодухин и др. систематизируют методологические основания разработки модели профилактики и коррекции ПККД. Т. М. Краснянская и В. Г. Тылец уточняют особенности ментального представления опасности и безопасности субъектом в разных типах неопределенности. Г. А. Сидорова и М. С. Иванов выявили особенности представлений о личной безопасности у подростков с интеллектуальными нарушениями.

В разделе "Онто- и социогенетические аспекты развития и жизнеосуществления личности" описаны социально­-психологические условия, закономерности, особенности, факторы и механизмы развития и функционирования личности на различных стадиях жизнеосуществления. Д. С. Безносов выделил четыре подхода к определению понятия правовые отношения. О. В. Груздева и Е. В. Улыбин выявили ключевые компоненты актуального развития самосознания детей в раннем онтогенезе. И. В. Калашникова и К. Н. Белогай, А. А. Кулик и А. В. Мазуркевич в своих статьях актуализируют проблему влияния внешних экстремальных климатографических условий на процессы личностного развития и формирования образа жизни человека.

Завершающий раздел актуализирует роль условий образовательного и воспитательного процессов в становлении личности. Н. Б. Карабущенко и др. демонстрируют необходимость развития эмоциональной сферы у студентов инженерно-­технических направлений как субъектов потенциальной научно-технической элиты России, подтверждая значимость расширения использования будущими специалистами преодолевающих стратегий в стрессовых ситуациях. П. Ю. Наумов и И. В.  Холиков представили опыт внедрения в процессы обучения и воспитания военного вуза мероприятий по формированию ценностного отношения у курсантов к нормам международного гуманитарного права как фактора целостного процесса развития личности будущего офицера. Проблема способности старшеклассников общеобразовательной школы реализовывать свой потенциал (знания, умения, личностные качества и др.) для ответственного создания и реализации жизненных планов раскрывается Ю. В. Ольховой и М. В. Сафоновой через операционализацию компетентности жизнестроительства. Л. В. Скорова и Я. В. Новгородцева рассматривают феномен отцовства как компонентное образо­вание, включающее вовлеченность отца в жизнь ребенка­-подростка, идентичность его семейной роли.

 

Приглашаем к сотрудничеству заинтересованных авторов! Наш журнал открыт для обсуждения новых тем и актуальных проблем психологии.