Актуальность материалов, публикуемых в № 5, определяется вызовами реальности, характеризуемой нестабильностью геополитической ситуации, турбулентностью социально-экономических процессов в современном мире, последствиями пандемии короновирусной инфекции. Заданные условия во многом детерминируют процессы развития и функционирования личности в основных сферах жизнедеятельности и ставят перед исследователями задачи поиска новых методологических подходов, выявления психологических факторов и механизмов эффективного жизнеосуществления человека. Первый раздел посвящен результатам верификации возможности использования приемов статистической реконструкции теоретического конструкта индивидуальное когнитивное образовательное пространство. Выделенная компонента позволила описать взаимосвязь когнитивных и метакогнитивных процессов для описания психологической специфики мерностей этого пространства. В разделе Онто- и социогенетические аспекты психического развития представлены результаты, выявляющие закономерности, факторы и условия развития и функционирования личности в норме и патологии, которые свидетельствуют о благоприятном развитии большинства детей дошкольного возраста, зачатых посредством ВРТ, существовании групп риска неблагоприятного развития, требующих наблюдения и своевременной коррекции (Т. Г. Бохан и др.); о развитии у людей, переживших в детстве психическую травму, спектра симптомов, проявляющихся в виде КПТС, особенности которого во многом определяются типом привязанности к матери (Т. В. Капустина, Е. А. Родникова). С. Л. Руденко расширяет научные представления о клинико- и социально-психологических факторах формирования устойчиво невротической конституции и уточняет мишени психотерапевтического воздействия и реабилитации. Статьи раздела Гендерные аспекты социальнопсихологических исследований посвящены гендерным стереотипам и установкам. Сделаны выводы о неоднозначной связи выраженности мизогинии как гендерного ауто-стереотипа с особенностями стратегий совладания с трудностями (Е. П. Белинская, Ф. Х. Авазматова); о существенных различиях в организации социального взаимодействия у людей с выраженной маскулинностью и фемининностью: влияние маскулинности более заметно с позиции субъекта взаимодействия, оно делает построение взаимодействия более избирательным, а фемининность имеет большую значимость в контексте учета особенностей партнера по взаимодействию (О. И. Титова). В разделе Толерантность к неопределенности как актуальная проблема психологии освещается сложность феномена толерантности к неопределенности и связь полюсов спектра толерантность / интолерантность к неопределенности с различными психологическими модальностями. Раздел Психолого-педагогические проблемы развития личности в норме и патологии посвящен актуальной проблеме личности педагога в современных условиях. Изложены результаты исследования представлений педагогов о многообразии профессионального функционала, определение приоритетов и затруднений в его реализации (М. И. Губанова); актуализирована проблема эмоционального выгорания и профессиональной деформации педагогов в современных условиях: формирование симптомов эмоционального выгорания во многом определяется показателем самоотношения, которое выступает регулятором насыщенности жизненного пространства педагогов, поддерживающим выраженный интерес к разным сферам жизнедеятельности личности (С. И. Кудинов и др.). В завершающем разделе представлены результаты эмпирических исследований, посвященных анализу проявления последствий пандемии COVID-19 на различных уровнях функционирования психики человека. Выявлены гендерные особенности когнитивного функционирования у лиц, переболевших COVID‑19, мужчины и женщины демонстрируют различия в мыслительных, мнестических и аттентивных процессах, а также на уровне мотивации, навыков планирования и построения программы поведения (А. В. Солодухин и др.); наличие высокого уровня психологического стресса и преобладание неконструктивных копинг-стратегий у людей с тревожными и негативными ожиданиями в ситуации пандемии и ограничительных мер (П. Р. Юсупов, Т. А. Мардасова).
Приглашаем к сотрудничеству заинтересованных авторов! Наш журнал открыт для обсуждения новых тем и актуальных проблем психологии. |