Preview

СибСкрипт

Расширенный поиск

Трендовое исследование семантических и грамматических связей глаголов в ассоциативно-вербальной сети подростков (на примере глаголов думать, вспоминать)

https://doi.org/10.21603/sibscript-2025-27-4-644-655

Аннотация

В статье предложена методика трендового анализа семантических и грамматических связей глаголов ментальной деятельности думать, вспоминать в ассоциативно-вербальной сети невзрослых носителей русского языка. Проблематика связана с реконструкцией субъективной семантики лексем разных грамматических классов в сознании носителей русского языка разного возраста. Актуальность работы определяется ее принадлежностью к психолингвистическому направлению семантики слова как достояния индивида. Цель – выявить особенности семантических и грамматических связей глаголов в ассоциативно-вербальной сети подростков 12–14 лет и установить линии стабильности / изменчивости субъективной семантики и грамматики в трендовом аспекте. Новизна исследования обусловлена введением в научный оборот регионального ассоциативного материала, полученного от респондентов одного и того же возраста с разницей в 20 лет с помощью свободного ассоциативного эксперимента, а также предлагаемой методикой анализа состава ассоциативного поля. Результаты состоят в подтверждении предположения об изменении части связей в ассоциативно-вербальной сети подростков со временем при сохранении области стабильных отношений. Наиболее устойчивыми являются семантические связи глаголов с реакциями-глаголами определенных групп в формах инфинитива и с существительными в объектной позиции в формах косвенных падежей. Зафиксирована тенденция роста грамматикализованных реакций, выраженных существительными в косвенных падежах, на фоне понижения частотности реакций, переданных глаголами. Еще одна тенденция связана с увеличением линий пересечения в процессе реагирования на разные глаголы ментальных действий, что говорит о повышении сходства субъективных семантических областей в сознании омских школьников.

Об авторе

Лариса Олеговна Бутакова
Омский государственный университет имени Ф. М. Достоевского
Россия

Scopus Author ID: 57193747547

Омск


Конфликт интересов:

Автор заявил об отсутствии потенциальных конфликтов интересов в отношении исследования, авторства и / или публикации данной статьи



Список литературы

1. Бутакова Л. О., Гуц Е. Н. Особенности идентификации слов невзрослыми носителями русского языка: трендовое исследование. Вопросы психолингвистики. 2025. № 1. С. 44–61. https://doi.org/10.30982/2077-5911-2025-63-1-44-61

2. Бутакова Л. О., Шереметова А. С. Динамика изменений актуальных связей русских глаголов. Филологический класс. 2024. Т. 29. № 3. C. 91–101. https://elibrary.ru/ixlcld

3. Васильев Л. М. Семантика русского глагола. М.: Высш. шк., 1981. 184 с.

4. Гагарина Н. В. Становление грамматических категорий русского глагола в детской речи. СПб.: Наука, 2008. 275 с.

5. Гольдин В. Е. Возрастная динамика словесных ассоциаций школьников. Язык в движении: к 70-летию Л. П. Крысина, ред. Е. А. Земская. М.: ЯСК, 2007. С. 126–137.

6. Гуц Е. Н. Психолингвистическое исследование языкового сознания подростка. Омск: Вариант-Омск, 2005. 260 с.

7. Залевская А. А. Значение слова и возможности его описания. In: Залевская А. А. Психолингвистические исследования. Слово. Текст. М.: Гнозис, 2005. С. 215–234.

8. Залевская А. А. Значение слова через призму эксперимента. Тверь: ТвГУ, 2011. 240 с. https://elibrary.ru/qbwlyf

9. Караулов Ю. Н. Активная грамматика и ассоциативно-вербальная сеть. М.: ИРЯ РАН, 1999. 180 с. https://elibrary.ru/qrocaz

10. Караулов Ю. Н. Ассоциативная грамматика русского языка. М.: ЛКИ, 2010. 328 с. https://elibrary.ru/rtdqnb

11. Караулов Ю. Н. Семантический гештальт ассоциативного поля и образы сознания. Языковое сознание: содержание и функционирование: XIII Междунар. симпозиум. (Москва, 1–3 июня 2000 г.) М.: Сов. писатель, 2000. С. 107–108.

12. Курганова Н. И. Ассоциативный эксперимент как метод исследования значения живого слова. Вопросы психолингвистики. 2019. № 3. С. 24–37. https://elibrary.ru/vxdhkp

13. Кустова Г. И. Типы производных значений и механизмы языкового расширения. 2-е изд., испр. М.: ФЛИНТА, 2021. 469 с.

14. Лексико-семантические группы русских глаголов, науч. рук. Э. В. Кузнецова. Свердловск: Урал. ун-т, 1988. 151 с. https://elibrary.ru/vpouib

15. Лукьянова Е. Е. Ассоциативный эксперимент как метод исследования языкового сознания школьника (на материале слов широкой семантики). Вестник Тверского государственного университета. Серия: Филология. 2020. № 4. С. 244–249. https://doi.org/10.26456/vtfilol/2020.4.244

16. Овчинникова И. Г. Входящие и исходящие связи слова в ментальном лексиконе младшего школьника. Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2018. № 189. С. 160–169. https://elibrary.ru/vpypwm

17. Пищальникова В. А. Интерпретация ассоциативных данных как проблема методологии психолингвистики. Russian Journal of Linguistics. 2019. Т. 23. № 3. С. 749–761. https://elibrary.ru/toezzz

18. Пищальникова В. А. Экспериментальное психолингвистическое исследование значения слова: нерешенные проблемы. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2020. Т. 10. № 1. С. 17–29. https://elibrary.ru/raydor

19. Пищальникова В. А., Карданова-Бирюкова К. С., Панарина Н. С., Степыкин Н. И., Хлопова А. И., Шевченко С. Н. Ассоциативный эксперимент: теоретические и прикладные перспективы психолингвистики. М.: Р. Валент, 2019. 200 с. https://elibrary.ru/xsisme

20. Сдобнова А. П. Лексикон школьника как динамическая система. Саратов: СарГУ, 2015. 245 с. https://elibrary.ru/xfgkaf

21. Степыкин Н. И. К проблеме перехода речевых действий в операции. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2019. Т. 9. № 1. С. 73–79. https://elibrary.ru/zamhet

22. Степыкин Н. И. Потенциал применения формализованных параметров для моделирования речевого действия. Научный диалог. 2021. № 8. C. 112–127. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2021-8-112-127

23. Стернин И. А. Проблемы интерпретации результатов ассоциативных экспериментов. Вопросы психолингвистики. 2020. № 3. С. 110–125. https://doi.org/10.30982/2077-5911-2020-45-3-110-125

24. Шапошникова И. В. Ассоциативная грамматика и смысл (на примере имени существительного). Сибирский филологический журнал. 2022. № 1. С. 268–284. https://doi.org/10.17223/18137083/78/19


Рецензия

Для цитирования:


Бутакова Л.О. Трендовое исследование семантических и грамматических связей глаголов в ассоциативно-вербальной сети подростков (на примере глаголов думать, вспоминать). СибСкрипт. 2025;27(4):644-655. https://doi.org/10.21603/sibscript-2025-27-4-644-655

For citation:


Butakova L.O. Trend Study of Semantic and Grammatical Associative Networks of Verbs of Cognition in Russian Teenagers. SibScript. 2025;27(4):644-655. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/sibscript-2025-27-4-644-655

Просмотров: 3


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-2122 (Print)
ISSN 2949-2092 (Online)