Шаманские атрибуты у антропоморфных персонажей в наскальном искусстве Среднего Енисея
https://doi.org/10.21603/sibscript-2024-26-6-874-888
Аннотация
В статье рассматриваются изображения шаманов с шаманскими атрибутами, выявленные в наскальном искусстве бассейна Среднего Енисея. Шаманизм, распространявшийся на данной территории, своими корнями уходящий в эпоху бронзы, оказал влияние на сюжеты и визуальную составляющую наскального искусства. Предполагается, что наиболее ранние изображения фигур шаманов с атрибутами относятся к тесинской эпохе. Сюжеты с шаманами встречаются и в искусстве таштыкской культуры, но наиболее многочисленными являются сцены Нового времени, когда шаманы изображаются в динамичных позах, нередко включенными в многофигурные сцены или представленными одиночно. В наскальном искусстве отображена одежда шаманов, состоявшая из куртки с лентами, длинных халатов и шуб; шапок, отороченных перьями или украшенных другими зоо или орнитоморфными элементами. Среди шаманских атрибутов большим разнообразием отличаются бубны, большие и малые, в виде круга или окружности, разделенной вертикальной линией на две или четыре части. У некоторых шаманов вместо бубна в руках могут быть лук или стрелы, что, возможно, отражало древнейшие традиции их использования для борьбы шамана со злыми духами. Нами выявлен среди прочих атрибутов довольно редко встречающийся в наскальных композициях шаманский жезл. В данном случае он представляет собой «трехпалый» предмет с ручкой, символизировавший, возможно, птичью лапу. Проанализированы и другие атрибуты, встречающиеся у шаманов в разнообразных сценах.
Ключевые слова
Об авторах
Александр Леонидович ЗаикаРоссия
Scopus Author ID: 55249582100
Красноярск
Конфликт интересов:
Авторы заявили об отсутствии потенциальных конфликтов интересов в отношении исследования, авторства и / или публикации данной статьи
Иван Витальевич Сирюкин
Россия
Scopus Author ID: 59182335400
Кемерово
Конфликт интересов:
Авторы заявили об отсутствии потенциальных конфликтов интересов в отношении исследования, авторства и / или публикации данной статьи
Список литературы
1. Адрианов А. В. Очерки Минусинского края. Томск: Паровая типо-лит. П. И. Макушина, 1904. 64 с.
2. Асочакова В. Н., Чистанов М. Н., Чистанова С. С. Христианизация и коренное население Хакасско-Минусинского края: проблемы трансформации. Журнал Сибирского федерального университета. Серия: Гуманитарные науки. 2022. Т. 15. № 5. С. 586–596. https://elibrary.ru/izwgof
3. Боковенко Н. А. Проблема реконструкции религиозных систем номадов Центральной Азии в скифскую эпоху. Жречество и шаманизм в скифскую эпоху: Междунар. конф. (Санкт-Петербург, 12–15 марта 1996 г.) СПб.: Скифо-Сибирика, 1996. С. 39–42.
4. Бурнаков В. А. Орел-предок в мифоритуальной практике хакасского шаманизма. Гуманитарные науки в Сибири. 2010. № 3. С. 71–74. https://elibrary.ru/nmxzzv
5. Бутанаев В. Я. Горные жертвоприношения. Сокровища культуры Хакасии, отв. ред. А. М. Тарунов. М.: НИИЦентр, 2008. С. 126–139. https://elibrary.ru/nzmhmi
6. Дэвлет Е. Г., Дэвлет М. А. Мифы в камне. Мир наскального искусства России. М.: Алетейа, 2005. 472 с. https://elibrary.ru/qxurjt
7. Дэвлет Е. Г., Дэвлет М. А. Сокровища наскального искусства Северной и Центральной Азии. М.: ИА РАН, 2011. 382 с. https://elibrary.ru/qzsxvl
8. Дэвлет М. А. Генезис шаманства по материалам наскальных изображений Сибири. Жречество и шаманизм в скифскую эпоху: Междунар. конф. (Санкт-Петербург, 12–15 марта 1996 г.) СПб.: Скифо-Сибирика, 1996. С. 24–26. https://elibrary.ru/kzbmnk
9. Дэвлет М. А. Петроглифы на дне Саянского моря (гора Алды-Мозага). М.: Памятники исторической мысли, 1998. 286 с. https://elibrary.ru/qqcoxt
10. Дэвлет М. А. Человек и его место в системе мироздания (по материалам петроглифов бассейна Верхнего Енисея). Изобразительные и технологические традиции в искусстве Северной и Центральной Азии, отв. ред. О. С. Советова, Г. Г. Король. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2012. Вып. IX. С. 3–34. https://elibrary.ru/qiruvh
11. Ермаков Т. К., Заика А. Л. Изображения второго яруса писаницы «Березовая» (общая характеристика). Древности Приенисейской Сибири, отв. ред. П. В. Мандрыка. Красноярск: СФУ, 2019. Вып. X. С. 145–154. https://elibrary.ru/jpvovd
12. Есин Ю. Н. Наскальные изображения Оглахты: альбом. Абакан: Журналист, 2017. 160 с.
13. Заика А. Л. Культовые изображения в наскальном искусстве р. Маны. Этносы Сибири. История и современность: науч.-практ. конф. (Красноярск, 1 ноября – 31 декабря 1994 г.) Красноярск, 1994. С. 81–84. https://elibrary.ru/tjifnp
14. Заика А. Л. Новые данные по наскальному искусству в бассейне реки Маны. Сибирская локальноэтническая культурная ситуация в конце XX века: II Параславянские чтения. (Красноярск, 15 декабря 1998 г.) Красноярск: КГПУ им. В. П. Астафьева, 1998. С. 85–90. https://elibrary.ru/kcqbbg
15. Заика А. Л. Петроглифы Северной Азии: методика и результаты зимних исследований. Археология Севера России: от эпохи железа до Российской империи: Всерос. науч.-археологическая конф. (Сургут, 1–4 октября 2013 г.) Сургут: Магеллан, 2013. С. 256–261. https://elibrary.ru/ujadah
16. Заика А. Л., Березовский А. П., Емельянов И. Н. Писаницы Большого Манского порога. Древности Приенисейской Сибири, отв. ред. А. С. Вдовин. Красноярск: КГПУ им. В. П. Астафьева, 1996. Вып. 1. С. 164–165. https://elibrary.ru/wfwlxv
17. Заика А. Л., Ганусова В. П. Лаконичная композиция на курганном камне (могильник Селиваниха в окрестностях г. Минусинска). Ученые записки Минусинского краеведческого музея им. Н. М. Мартьянова. Минусинск: МКМ, 2020. Вып. 2. С. 195–207. https://elibrary.ru/xennqu
18. Заика А. Л., Кузнецов А. Л. Зимняя археология. Полевые исследования петроглифов. Красноярск: КГПУ им. В. П. Астафьева, 2008. 76 с. https://elibrary.ru/uklzzx
19. Заика А. Л., Кузнецов А. Л., Березовский А. П. Зимние исследования петроглифов (предварительные итоги). Наскальное искусство в современном обществе: Междунар. науч. конф. (Кемерово, 22–26 августа 2011 г.) Кемерово: Кузбассвузиздат, 2011. Т. 2. С. 153–159. https://elibrary.ru/tukltz
20. Заика А. Л., Пахомова Т. А., Фокин С. М. Спасенные петроглифы писаницы Тус. Древности Приенисейской Сибири, отв. ред. П. В. Мандрыка. Вып. IX. Красноярск: СФУ, 2018. С. 32–43. https://elibrary.ru/xyripj
21. Зуев И. Н., Мусухранов И. Л., Романова Е. Г. Костюмный комплекс шамана и его атрибуты в современной культовой практике народов Алтая. Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2019. № 34. С. 205–213. https://doi.org/10.17223/22220836/34/21
22. Иванов С. В. К вопросу о значении изображений на старинных предметах культа у народов Саяно-Алтайского нагорья. Сборник Музея антропологии и этнографии. 1955. Т. XVI. С. 165–264.
23. Килуновская М. Е. Наскальные изображения как элемент религиозно-мифологических представлений ранних кочевников Центральной Азии (по материалам из Тувы). Жречество и шаманизм в скифскую эпоху: Междунар. конф. (Санкт-Петербург, 12–15 марта 1996 г.) СПб.: Скифо-Сибирика, 1996. С. 149–153.
24. Килуновская М. Е., Красниенко С. В., Семенов В. А., Субботин А. В. Петроглифы Каратага и горы Кедровой (Шарыповский район Красноярского края). СПб.: ИИМК РАН, 2000. 66 с.
25. Кубарев В. Д. Шаманистские сюжеты в петроглифах и погребальных росписях Алтая. Древности Алтая. Известия лаборатории археологии, ред. В. И. Соенов. Горно-Алтайск: ГАГУ, 2001. Т. 6. С. 89–107. https://elibrary.ru/tqppld
26. Кузьмин Н. Ю. Погребальные памятники хунно-сяньбинского времени в степях Среднего Енисея. Тесинская культура. СПб.: Айсинг, 2011, 456.
27. Кызласов Л. Р. Древняя и средневековая история Южной Сибири (в кратком изложении). Абакан: Краснояр. кн. изд-во. Хакас. отд-ние, 1989. 58 с.
28. Кызласов Л. Р., Леонтьев Н. В. Народные рисунки хакасов. М.: Наука, 1980. 177 с.
29. Миклашевич Е. А. Исследование памятников наскального искусства Минусинской котловины в 2012–2013 годах. Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. 2013. Т. 19. С. 255–259. https://elibrary.ru/rrtldh
30. Миклашевич Е. А., Мухарева А. Н., Бове Л. Л. Исследования петроглифической экспедиции музея-заповедника «Томская Писаница» в 2015 г. Ученые записки музея-заповедника «Томская Писаница». 2016. № 3. С. 30–48. https://elibrary.ru/wxkswt
31. Мотов Ю. А. Нарты, «бцри», шаманы (О мужчинах, пляшущих симд). Жречество и шаманизм в скифскую эпоху: Междунар. конф. (Санкт-Петербург, 12–15 марта 1996 г.) СПб.: Скифо-Сибирика, 1996. С. 32–36.
32. Ожередов Ю. И. К вопросу семантики ритуального наконечника трезубца у селькупов. Современные проблемы археологии России: Всерос. археологич. съезд. (Новосибирск, 23–28 октября 2006 г.) Новосибирск: ИАЭТ СО РАН, 2006. Т. II. С. 177–179. https://elibrary.ru/sbjwvx
33. Окладников А. П. Петроглифы Ангары. М.-Л.: Наука, 1966. 322 с.
34. Окладников А. П., Мартынов А. И. Сокровища томских писаниц. Наскальные рисунки эпохи неолита и бронзы. М.: Искусство, 1972. 296 с. https://elibrary.ru/tpymbs
35. Пахомова Т. А., Заика А. Л., Вдовин А. С. Петроглифы на оз. Тус в Хакасии. Древности Приенисейской Сибири, отв. ред. П. В. Мандрыка. Красноярск: СФУ, 2015. Вып. VII. С. 150–161.
36. Потапов Л. П. Алтайский шаманизм. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1991. 321 c.
37. Семенов В. А. Некоторые шаманистические элементы в культуре ранних кочевников Тувы. Жречество и шаманизм в скифскую эпоху: Междунар. конф. (Санкт-Петербург, 12–15 марта 1996 г.) СПб.: Скифо-Сибирика, 1996. С. 27–29.
38. Сирюкин И. В. Петроглифы как один из компонентов «культа гор» у коренного населения Минусинской котловины. Материалы LXII Российской археолого-этнографической конференции студентов и молодых ученых. (Кызыл, 22–24 сентября 2022 г.) Красноярск: СФУ, 2022. С. 197–200.
39. Советова О. С., Миклашевич Е. А. Хронологические и стилистические особенности Среднеенисейских петроглифов (по итогам работы петроглифического отряда южносибирской археологической экспедиции КемГУ). Археология, этнография и музейное дело, отв. ред. В. В. Бобров. Кемерово: Никалс, 1999. С. 47–74. https://elibrary.ru/rfjrhb
40. Советова О. С., Шишкина О. О. О некоторых необычных антропоморфных персонажах в наскальном искусстве Минусинской котловины. Проблемы истории, филологии, культуры. 2019. № 2. С. 183–200. https://doi.org/10.18503/1992-0431-2019-2-64-183-200
41. Советова О. С., Шишкина О. О., Аболонкова И. В. Наскальное искусство Тепсейского археологического микрорайона. Кемерово: Вектор-Принт, 2021. 288 с. https://elibrary.ru/fsvmpy
42. Швец И. Н. Некоторые аспекты современного состояния изучения наскального искусства Центральной Азии. Археология, этнография и антропология Евразии. 2009. № S. С. 129–138.
43. Gmelin J. G. Reise durch Sibirien von den Jahr 1733 bis 1743: 3 (1738–1740). Gettingem: Verlegts Abram Vandenhoecks seel., Wittwe, 1752, 584.
Рецензия
Для цитирования:
Заика А.Л., Сирюкин И.В. Шаманские атрибуты у антропоморфных персонажей в наскальном искусстве Среднего Енисея. СибСкрипт. 2024;26(6):874-888. https://doi.org/10.21603/sibscript-2024-26-6-874-888
For citation:
Zaika A.L., Siryukin I.V. Shamanic Attributes of Anthropomorphic Characters in the Rock Art of the Middle Yenisei. SibScript. 2024;26(6):874-888. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/sibscript-2024-26-6-874-888