Preview

СибСкрипт

Расширенный поиск

Новая писаница высокогорья Восточного Саяна в контексте развития наскального творчества Средней Сибири

https://doi.org/10.21603/sibscript-2024-26-6-857-873

Аннотация

В статье дана характеристика ранее неизвестных наскальных рисунков, обнаруженных в 2024 г. в результате зимних исследований на р. Кан в высокогорье Восточного Саяна. Выявлены красочные изображения животных, людей, знаков, которые предварительно дифференцированы по двум хронологическим периодам: эпоха ранней бронзы и ранний железный век – раннее Средневековье. Присутствуют сцены скотоводческого, охотничьего характера, отражающие симбиоз различных изобразительных традиций. Рисунки эпохи ранней бронзы: личина с каплевидным оформлением глаз и изображение быка в минусинском стиле, а также антропоморфная фигура тасхазинского типа. Они относятся к окуневской культуре и свидетельствуют о миграции жителей степей на восток VI тыс. л. н. Поздние рисунки соответствуют тематике наскального творчества региона, но стиль и иконография образов по ряду признаков характерны для искусства сопредельных территорий (Средний Енисей, Нижняя Ангара). Соответственно рисунки в верховьях р. Кан являются маркером древних коммуникаций, по которым осуществлялись этнокультурные связи между различными регионами Сибири. Основные траектории межкультурных контактов: восточные притоки Енисея и левые притоки Ангары, радиальная сеть саянских горных хребтов. Связующее звено древних коммуникаций – высокогорный район Восточного Саяна, который слабо изучен и требует дальнейших археологических исследований.

Об авторе

Александр Леонидович Заика
Красноярский государственный педагогический университет имени В.П. Астафьева
Россия

Красноярск


Конфликт интересов:

Автор заявил об отсутствии потенциальных конфликтов интересов в отношении исследования, авторства и / или публикации данной статьи



Список литературы

1. Аннинский Е. С., Заика А. Л., Ампилогов Б. А., Баранов М. В., Злотя Ю. В., Коган К. А., Пургин В. А. Наскальное искусство Среднего Енисея: от каменного века до Средневековья: по материалам коллекции эстампажей Евгения Сергеевича Аннинского. Железногорск: Платина, 2007. 224 с. https://elibrary.ru/ylunvz

2. Арсеньева Д. С., Заика А. Л. Путешествие Жана Клотта по Енисейской Сибири в 2010 г. Ученые записки Минусинского краеведческого музея им. Н. М. Мартьянова, отв. ред. И. Л. Решетникова. Минусинск: МКМ, 2020. Вып. 2. С. 165–182. https://elibrary.ru/lomzby

3. Барков А. В., Матвеев В. Е. Петроглифы Щеки – новый памятник наскального искусства в горах Восточного Саяна. Актуальная археология 5: Междунар. науч. конф. (13–16 апреля 2020 г.) СПб.: Невская типография, 2020. С. 175–178. https://elibrary.ru/jubrxu

4. Вадецкая Э. Б. Археологические памятники в степях Среднего Енисея. Л.: Наука, 1986. 178 с. https://elibrary.ru/rwxfon

5. Журавков С. П., Заика А. Л. Образ медведя в наскальном искусстве Среднего Енисея и Ангары. Историко-культурное наследие Северной Азии: XLI Регион. археолого-этнографич. студенч. конф. (Барнаул, 25–30 марта 2001 г.) Барнаул: АлтГУ, 2001. С. 464–466. https://elibrary.ru/tukhsp

6. Заика А. Л. Личины Нижней Ангары. Красноярск: КГПУ им. В. П. Астафьева, 2013. 178 с. https://elibrary.ru/tpmacv

7. Заика А. Л. Личины с каплевидным оформлением глаз в древнем искусстве Северной Азии (вопросы генезиса, хронологии, семантики). Архаическое и традиционное искусство: проблемы научной и художественной интерпретации: Всерос. (с Междунар. уч.) науч. конф. (Новосибирск, 12–14 ноября 2014 г.) Новосибирск: ИАЭТ СО РАН, 2014a. С. 34–37. https://elibrary.ru/weoqsz

8. Заика А. Л. Наскальное искусство горного пояса Хакасско-Минусинской котловины. Древние культуры Монголии и Байкальской Сибири: V Междунар. науч. конф. (Кызыл, 15–19 сентября 2014 г.) Кызыл: ТувГУ, 2014b. Ч. II. С. 23–27. https://elibrary.ru/merzqe

9. Заика А. Л. О стратиграфии антропоморфных образов в окуневском искусстве (на примере Шалаболинской писаницы). Ученые записки Минусинского краеведческого музея им. Н. М. Мартьянова, ред. Т. А. Ключников. Минусинск: Ridero, 2019. Вып. 1. С. 82–96. https://elibrary.ru/svccbs

10. Заика А. Л., Вдовин А. С. Новые данные о памятниках наскального искусства в долине р. Ус (по результатам исследований 2022 года). Ученые записки музея-заповедника «Томская писаница». 2023. № 17. С. 59–73. https://elibrary.ru/hpotiu

11. Заика А. Л., Капелько В. Ф. Писаницы Ленковой горы. Проблемы скифо-сибирского мира: социальная структура и общественные отношения: Всесоюз. Археологич. конф. (Кемерово, 5–7 мая 1989 г.) Кемерово: КемГУ, 1989. Т. 2. С. 92–95. https://elibrary.ru/aegfht

12. Заика А. Л., Клементьев А. М. Изображения быков в наскальном искусстве Ангары. Научное обозрение Саяно-Алтая. 2021. № 1. С. 26–36. https://doi.org/10.52782/KRIL.2021.1.29.003

13. Заика А. Л., Ключников Т. А., Гурулев Д. А. Писаница Кундусук: результаты исследования 2020 года. Научное обозрение Саяно-Алтая. 2021. № 1. С. 9–25. https://doi.org/10.52782/KRIL.2021.1.29.002

14. Заика А. Л., Конохов В. А., Ермаков Т. К., Степанов Н. С. Результаты исследования западного участка Шалаболинской писаницы в 2018–2019 гг. Ученые записки Минусинского краеведческого музея им. Н. М. Мартьянова, отв. ред. И. Л. Решетникова. Минусинск: МКМ, 2020. Вып. 2. С. 208–236. https://elibrary.ru/rtrojd

15. Заика А. Л., Кузнецов А. Л. Зимняя археология. Полевые исследования петроглифов. Красноярск: КГПУ им. В. П. Астафьева, 2008. 76 с. https://elibrary.ru/uklzzx

16. Леонтьев Н. В. Писаницы устья р. Кантегир. Рериховские чтения: конф. (Новосибирск, 1 января – 31 декабря 1984 г.) Новосибирск: ИИФФ СО АН СССР, 1985. С. 168–179.

17. Леонтьев Н. В., Капелько В. Ф., Есин Ю. Н. Изваяния и стелы окуневской культуры. Абакан: Хакас. кн. изд-во, 2006. 236 с. https://elibrary.ru/smcxef

18. Леонтьев Н. В., Леонтьев С. Н. Памятники археологии Кизир-Казырского района. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2009. 179 с. https://elibrary.ru/qpmeyx

19. Макаров Н. П., Мандрыка П. В. Каменное кольцо с рисунками из Восточного Саяна. Наскальное искусство Азии, отв. ред. Г. С. Мартынова. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1995. Вып. 1. С. 49–51. https://elibrary.ru/ylhayd

20. Мельникова Л. В. Писаница у Миллионного порога на реке Уде в Тофаларии. Археологическое наследие Байкальской Сибири: изучение, охрана и использование, гл. ред. Г. И. Медведев. Иркутск: ИГУ, 1996. Вып. 1. С. 89–100.

21. Миклашевич Е. А. Исследования памятников наскального искусства Минусинской котловины Марианной Арташировной Дэвлет. Тропою тысячелетий. Памяти М. А. Дэвлет, отв. ред. Г. Г. Король, Е. А. Миклашевич. М.: ИА РАН, 2023. Вып. XIII. С. 65–97.

22. Миклашевич Е. А. О памятниках наскального искусства в урочище Каменка на Среднем Енисее. Ученые записки музея-заповедника «Томская писаница». 2018. № 7. С. 5–22. https://elibrary.ru/xtfzkx

23. Муршидова М. А., Заика А. Л. Образ медведя в петроглифах Шалаболинской писаницы. Древности Приенисейской Сибири, отв. ред. П. В. Мандрыка. Красноярск: СФУ, 2019. Вып. X. С. 132–144. https://elibrary.ru/ozzlyf

24. Нащекин Н. В. Каменное кольцо из Восточного Саяна. Пленум Института археологии АН СССР. М., 1966. Ч. 1. С. 14–15.

25. Нащекин Н. В. Немного о себе, об одном незапланированном маршруте и некоторых артефактах, вновь найденных, а также утраченных Красноярским музеем. Древности Приенисейской Сибири, отв. ред. П. В. Мандрыка. Красноярск: СФУ, 2018. Вып. IX. С. 6–16. https://elibrary.ru/xyrpnb

26. Окладников А. П. Звери и знаки Ярминского порога. Звери в камне (Первобытное искусство), отв. ред. Р. С. Васильевский. Новосибирск: Наука, 1980. С. 96–116.

27. Окладников А. П. Петроглифы Ангары. М.-Л.: Наука, 1966. 322 с.

28. Потапов Л. П. Происхождение и формирование хакасской народности. Абакан: Хакас. кн. изд-во, 1957. 307 с.

29. Савинов Д. Г. О стратиграфии окуневского искусства. Искусство бронзового века: Междунар. симпозиум. (Штральзунд, Германия, 15–19 апреля 2015 г.) Новосибирск: НГУ, 2015. С. 19–53.

30. Советова О. С. Петроглифы тагарской эпохи на Енисее (сюжеты и образы). Новосибирск: ИАЭТ СО РАН, 2005. 140 с. https://elibrary.ru/qpbpwp

31. Советова О. С., Миклашевич Е. А. Хронологические и стилистические особенности Среднеенисейских петроглифов (по итогам работы петроглифического отряда южносибирской археологической экспедиции КемГУ). Археология, этнография и музейное дело, отв. ред. В. В. Бобров. Кемерово: Никалс, 1999. С. 47–74. https://elibrary.ru/rfjrhb

32. Советова О. С., Шишкина О. О., Аболонкова И. В. Наскальное искусство Тепсейского археологического микрорайона. Кемерово: Вектор-Принт, 2021. 288 с. https://elibrary.ru/fsvmpy

33. Шер Я. А. Петроглифы Средней и Центральной Азии. М.: Наука, 1980. 328 с.

34. Фокин С. М. Новые данные об археологии Верхнего Кана. Енисейский Север: история и современность, отв. ред. А. С. Вдовин. Красноярск: КГПУ им. В. П. Астафьева, 2017a. Вып. 3. С. 32–51.

35. Фокин С. М. Разведочные работы на Верхнем Кане. Археологические открытия. 2017b. Т. 2015. С. 419–420. https://elibrary.ru/ywqkwc

36. Фокин С. М. Результаты разведочных исследований Верхнего Кана. Енисейская провинция. 2010. № 5. С. 45–56.


Рецензия

Для цитирования:


Заика А.Л. Новая писаница высокогорья Восточного Саяна в контексте развития наскального творчества Средней Сибири. СибСкрипт. 2024;26(6):857-873. https://doi.org/10.21603/sibscript-2024-26-6-857-873

For citation:


Zaika A.L. New Petroglyphs of Eastern Sayan Highlands as Part of Central Siberian Rock Art. SibScript. 2024;26(6):857-873. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/sibscript-2024-26-6-857-873

Просмотров: 180


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-2122 (Print)
ISSN 2949-2092 (Online)