Тема любви в романе К. Г. Паустовского «Романтики» (1923)
https://doi.org/10.21603/sibscript-2024-26-4-629-636
Аннотация
Роман К. Г. Паустовского «Романтики» (1923), являясь первым образцом работы автора в подобном жанре, тем не менее отражает трансформацию представлений о романтической любви и выстраивает взаимосвязь этой темы с творчеством как наивысшим образцом созидательной деятельности человека. Данная тема в настоящее время является малоизученной, что обуславливает ее новизну, одновременно с этим усиливающийся в последние годы интерес к романному творчеству К. Г. Паустовского подчеркивает ее актуальность. Цель – изучить тему любви в романе К. Г. Паустовского «Романтики», ее трансформацию и взаимосвязь с темой творчества. Цель достигается через анализ и интерпретацию образов персонажей, испытывающих любовные переживания, выявление и характеристику типов таких персонажей, рассмотрение влияния любви на процесс преображения личности главного героя. Работа выполнена в рамках историко-литературного подхода с применением метода сопоставительного анализа. Отмечено, что К. Г. Паустовский обращается в своем раннем произведении к романтической традиции, трансформируя ее и создавая собственную концепцию жизни и творчества, основанную на принципах гуманизма и жизнелюбия. Главный герой – писатель Максимов, создающий в течение всего произведения книгу под названием «Жизнь», одновременно с этим переживает ситуацию любви к двум женщинам, а также трагедию Первой мировой войны. Творческий кризис Максимова, возникающий уже в начале произведения, постепенно разрешается благодаря встрече с героинями, образы которых соотносятся с двумя типами романтических красавиц, ангелическим и демоническим. Любовь к Хатидже и Наташе показывает Максимову новые стороны жизни и позволяет преодолеть внутренний конфликт. Потеря же в результате войны одной из возлюбленных приводит не к вынужденному выбору одной из них, а к слиянию женских образов в гармоничный Вечно Женственный, в чем видится переосмысление романтической традиции. Через соприкосновение с опасностями герой познает суть жизни, которая заключается в ее торжестве над смертью благодаря любви.
Ключевые слова
Об авторе
Юлия Владимировна МаликоваРоссия
Кемерово
Конфликт интересов:
Авторы заявили об отсутствии потенциальных конфликтов интересов в отношении исследования, авторства и / или публикации данной статьи.
Список литературы
1. Алексанян Е. А. Константин Паустовский – новеллист. М.: Наука, 1969. 166 с.
2. Асоян А. А. Семиотика мифа об Орфее и Эвридике. Сибирский филологический журнал. 2004. № 1. С. 4–25. https://www.elibrary.ru/oxoulr
3. Ачкасова Л. С. Человек как нравственная ценность в эстетике К. Паустовского. Казань: Казан. ун-т, 1977. 95 с.
4. Болдонова И. С., Имихелова С. С. Герменевтическая интерпретация эстетики природы К. Паустовского. Вестник Бурятского государственного университета. 2019. № 3. С. 55–61. https://doi.org/10.18101/1994-0866-2019-3-55-61
5. Борисова Д. М. Мотив грозы в творчестве К. Г. Паустовского. Вопросы культурологии. 2022. № 8. С. 655–659. https://doi.org/10.33920/nik-01-2208-06
6. Борисова Д. М. Образ Пушкинского Заповедника в прозе К. Г. Паустовского. Вестник Костромского государственного университета. 2023. Т. 29. № 3. С. 91–100. https://doi.org/10.34216/1998-0817-2023-29-3-91-100
7. Грешилова И. А. «Золочёные нити» воспитывающего слова К. Г. Паустовского. Воспитание школьников. 2023. № 1. С. 22–28. https://www.elibrary.ru/hpnvnd
8. Гримова О. А. Жанровое своеобразие романа «Доктор Живаго». Новый филологический вестник. 2013. № 2. С. 7–44. https://www.elibrary.ru/sdljml
9. Даренский В. Ю. Художественная философия К. Г. Паустовского. Вестник РХГА. 2022. Т. 23. № 4. С. 243–255. https://doi.org/10.25991/VRHGA.2022.5.4.019
10. Девятиярова О. Я. Нравственные искания героев романа К. Г. Паустовского «Дым отечества». Актуальные вопросы филологических наук: Междунар. науч. конф. (Чита, 20–23 ноября 2011 г.) Чита: Молодой ученый, 2011. С. 47–49. https://www.elibrary.ru/vjymzd
11. Жирмунский В. М. Байрон и Пушкин. Л.: Наука, 1978. 424 с.
12. Зусева-Озкан В. Б. «Комедия о Евдокии из Гелиополя, или Обращенная куртизанка» М. А. Кузмина как один из источников пьесы А. А. Блока «Песня Судьбы». Вестник славянских культур. 2020. № 56. С. 121–130. https://doi.org/10.37816/2073-9567-2020-56-121-130
13. Карпеченко Т. В. Писатель и творчество в эстетической концепции К. Г. Паустовского: дис. … канд. филол. наук. М., 2000. 242 с. https://elibrary.ru/qdajor
14. Кременцов Л. П. К. Г. Паустовский: жизнь и творчество: книга для учителя. М.: Просвещение, 1982. 96 с.
15. Левицкий Л. А. Константин Паустовский: очерк творчества. 2-е изд., доп. М.: Сов. писатель, 1977. 408 с.
16. Липовецкий М. Н. Неоромантизм в русской поэзии XX–XXI веков: смысл и границы понятия. Филологический класс. 2018. № 1. С. 13–18. https://elibrary.ru/ytvckg
17. Манн Ю. В. Динамика русского романтизма. М.: Аспект пресс, 1995. 384 с. https://elibrary.ru/scgjvn
18. Мантрова С. А. Сила разума, бросившая вызов природе. Проблема взаимоотношений человека и природы в повести «Кара-Бугаз». Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2010. № 9. С. 110–117. https://elibrary.ru/mvbdqv
19. Минц З. Г. Футуризм и неоромантизм: К проблеме генезиса и структуры «Истории бедного рыцаря» Елены Гуро. In: Минц З. Г. Блок и русский символизм: Избранные труды в 3 кн. СПб.: Искусство-СПб, 2004. Кн. 3. С. 317–326.
20. Налегач Н. В. Роль мотива чтения в романе К. Паустовского «Блистающие облака» (1928). Гуманитарный вектор. 2020. Т. 15. № 5. С. 28–35. https://doi.org/10.21209/1996-7853-2020-15-5-28-35
21. Рахимова Р. Д. Художественное своеобразие рассказов Паустовского (50–60-е годы) 20 века. Русский язык и литература в современных реалиях: Республ. науч.-практ. конф. (Душанбе, 7 февраля 2023 г.) Душанбе: Таджикский национ. ун-т, 2023. С. 93–96. https://elibrary.ru/wsygxj
22. Сивова Т. В. Пространство мещерского леса в пространственной концептосфере произведений К. Г. Паустовского. Исследовательский журнал русского языка и литературы. 2023. Т. 11. № 1. С. 207–224. https://elibrary.ru/spbdcx
23. Скороходов М. В. К. Г. Паустовский – читатель: к вопросу о круге чтения и библиотеках писателя и героев его произведений. Русская словесность. 2023. № 3. С. 55–62. https://elibrary.ru/aefust
24. Соловьев В. C. Смысл любви. Русский Эрос, или Философия любви в России, сост. В. П. Шестаков. М.: Прогресс, 1991. С. 19–77.
25. Хрящева Н. П., Сухорукова Ю. А. Позднее творчество К. Г. Паустовского: движение к поэтике метапрозы. Урал. филол. вестник. Сер.: Рус. лит-ра XX–XXI веков: направления и течения. 2012. № 1. С. 71–83. https://elibrary.ru/phnvsz
Рецензия
Для цитирования:
Маликова Ю.В. Тема любви в романе К. Г. Паустовского «Романтики» (1923). СибСкрипт. 2024;26(4):629-636. https://doi.org/10.21603/sibscript-2024-26-4-629-636
For citation:
Malikova Yu.V. Love in Konstantin Paustovsky’s Romantics (1923). SibScript. 2024;26(4):629-636. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/sibscript-2024-26-4-629-636