Preview

СибСкрипт

Расширенный поиск

ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЬНИЦ В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КЛАССАХ ЖЕНСКИХ ГИМНАЗИЙ РОССИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX В.

Аннотация

Возникновение педагогических классов при женских гимназиях являлось особенностью российского женского образования второй половины XIX в. На протяжении данного периода имела место динамика развития законодательства относительно педагогических классов, раскрывающего содержание обучения, формы и методы теоретической и практической подготовки будущих учительниц. Допускалась более подробная разработка видов занятий с учетом местных условий. На основании анализа архивных материалов и литературы XIX в. обосновано наличие профессионального развития в педагогических классах на примере 1-й Омской и Елецкой женских гимназий в 80-е гг. XIX в. Организация учебного процесса и требования к обучающимся имели высокий уровень. Методы и формы, используемые в процессе обучения, обуславливали формирование профессионально значимых качеств будущих учительниц. Данные материалы могут быть использованы при подготовке новых исследований по истории женского образования, при изучении дисциплины “История педагогики и образования”, в деятельности педагогических учебных заведений с целью усовершенствования деятельности современных педагогических классов.

Об авторах

И. Ф. Плетенева
Елецкий государственный университет имени И. А. Бунина
Россия

Плетенева Ирина Финогеновна – доктор педагогических наук, профессор кафедры дошкольной и коррекционной педагогики.

8-960-147-42-90, nauka@elsu.ru


Н. Р. Емельянова
Елецкий государственный университет имени И. А. Бунина
Россия

Емельянова Наталия Ростиславовна – соискатель кафедры педагогики начального обучения.

8-904-689-78-31, nremel2@rambler.ru


Список литературы

1. Ельницкий, К. В. Значение педагогического образования для женщин и организация занятий в педагогическом классе при Омской женской гимназии / К. В. Ельницкий // Семья и школа. – 1881. – № 8 – 9.

2. Мезинов, В. Н. Гимназическое образование в Ельце / В. Н. Мезинов, М. В. Яровиков // Педагогическое краеведение Липецкой области; под ред. В. П. Кузовлева. – Елец, 1999. – 642 с.

3. Положение о женских гимназиях и прогимназиях Министерства народного просвещения (1870) // Сборник постановлений по Министерству народного просвещения. – СПб., 1871. – Т. IV.

4. Родевич, М. В. Сборник действующих постановлений и распоряжений по женским гимназиям и прогимназиям Министерства народного просвещения / М. В. Родевич. – СПб., 1884. – 288 с.

5. Учебный план и программы учебных предметов для VIII дополнительного класса женских гимназий Московского учебного округа. – М., 1899. – 96 с.

6. Шамахов, Ф. Ф. Педагогические (восьмые) классы женских гимназий Западной Сибири / Ф. Ф. Шамахов // Ученые записки. – Томск, 1953. – Т. 10.

7. ГАЛО. Ф. 42. Елецкая женская гимназия.

8. ГАЛО. Ф. 42. Оп. 1. Д. 103. Л. 353 – 353 об. Протокол заседания Педагогического совета Елецкой женской гимназии от 30 мая 1886 года.

9. ГАЛО. Ф. 42. Оп. 1. Д. 103. Л. 93 об. Правила и обязанности домашних наставниц и учительниц.


Рецензия

Для цитирования:


Плетенева И.Ф., Емельянова Н.Р. ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЬНИЦ В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КЛАССАХ ЖЕНСКИХ ГИМНАЗИЙ РОССИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX В. Вестник Кемеровского государственного университета. 2014;(1-2):58-61.

For citation:


Pleteneva I.F., Emelyanova N.R. TRAINING TEACHERS IN TEACHING CLASSES OF RUSSIAN GIRLS' SCHOOLS IN THE SECOND HALF OF THE 19TH CENTURY. SibScript. 2014;(1-2):58-61. (In Russ.)

Просмотров: 423


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-2122 (Print)
ISSN 2949-2092 (Online)