Preview

SibScript

Advanced search

Метаязыковое сознание носителей русского языка как отражение их орфографического поведения

Abstract

Метаязык можно встретить на разных уровнях лингвистики. Причина тому – изучение родного языка в школе начиная с первых классов. Но то, чему нас учили в школе, не является образцом орфографического поведения. Общество неоднократно сталкивалось с реформированием русской орфографии. Сегодня русскому языку навязываются правила, не свойственные его первоначальному виду. Поэтому мы сталкиваемся с проблемой заучивания правил орфографии. Но правила, заученные в школе, скорее всего, там и останутся. Что касается метода проверки написанного, то исследования показали, что ошибки, допущенные в тексте после проверки, особо не исправляются. Л. Г. Пушкарёва утверждает, что метод проверки является помехой естественному орфографическому поведению. Было выяснено: при переходе в старшие классы многие школьники при большом количестве изучаемых правил начинали хуже писать в плане орфографии. Приучение к такому письму в большинстве случаев неудачно, а самое главное – и не нужно. Наиболее удачный способ улучшения орфографии – фиксация в памяти. Маленький ребенок ищет звуковую опору, взрослый же, который владеет письменным языком, опирается на уже прочитанное, так как написанное напрямую соединяется со смыслом. Доминирующей, конечно, остается традиционная форма написания, но при этом не менее важной должна оставаться интуитивная.

About the Author

Н. Голев
Кемеровский государственный университет
Russian Federation


References

1. Гаспаров Б. М. Язык. Память. Образ. Лингвистика языкового существования. М, 1997.

2. Голев Н. Д. О природе орфографической интуиции (к постановке проблемы) // Человек пишущий и читающий: проблемы и наблюдения: материалы международной конференции (14–16 марта 2002, г. С.-Петербург). СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004.

3. Голев Н. Д. Антиномии русской орфографии. М, 2005.

4. Голев Н. Д. Когнитивный аспект русской орфографии: орфографоцентризм как принцип обыденного метаязыкового сознания // Отражение русской языковой картины мира в лексике и грамматике: межвуз. сб. науч. трудов / под ред. Т. И. Стексовой. Новосибирск, 1999.

5. Потебня А. А. Мысль и язык. М., 1976.

6. Пушкарева Л. Г. Вопросы теории русской орфографии в свете экспериментальных данных о практической ориентации пишущего: дис. ... канд. филол. наук. Омск, 2004.

7. Томсон А. И. К теории правописания и методологии преподавания его в связи с проектированным упрощением русского правописания. Одесса, 1903.

8. Хрестоматия по методике русского языка: Преподавание орфографии и пунктуации в общеобразовательных учебных заведениях. М., 1995.


Review

For citations:


  . SibScript. 2006;(1):111–114. (In Russ.)

Views: 177


Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-2122 (Print)
ISSN 2949-2092 (Online)