КЛАССИЧЕСКАЯ КОМЕДИЯ И КЛАССИЧЕСКИЙ ДЕТЕКТИВ (к вопросу о генезисе жанра)
Аннотация
В статье ставится вопрос о происхождении жанра классического детектива, а именно о его преемственной связи с классической комедией. (Его связь с драматическим родом, точнее, с классической драмой уже рассматривалась в отдельной статье). При сопоставлении автор опирался на понимание классической драмы Н. Д. Тамарченко и на собственную концепцию классического детектива. Автор приходит к выводу, что классическая комедия является основным источником классического детектива на уровнях диалогов, типа героя и по практической роли игры и нормы.
Об авторе
Н. Н. КириленкоРоссия
Кириленко Наталья Натановна – аспирант кафедры теоретической и исторической поэтики ИФИ
Список литературы
1. Балухатый С. Д. Проблемы драматургического анализа. Чехов. Л.: ACADEMIA, 1927. 186 с. Режим доступа: http://feb-web.ru/feb/chekhov/critics/bal/bal-001-.htm (дата обращения: 25.04.2014).
2. Бентли Э. Жизнь драмы. М., 2004.
3. Бомарше Ж. Женитьба Фигаро. 186 с. Режим доступа: http://www.litmir.net/bd/?b=105490 (дата обращения: 12.02.2014).
4. Бугорская Н. В. Научный «подтекст» в литературном тексте: философия науки и жанр детектива // Филология и человек. 2013. № 3. С. 98–107.
5. Гучетль З. Х., Жажиева Р. С. Парадигмы адыгейского детективного жанра // Вестник Адыгейского государственного университета. (Серия 2. Филология и искусствоведение). 2013. № 3 (126). С. 151 – 156. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/paradigmy-adygeyskogo-detektivnogo-zhanra (дата обращения: 02.09.2014).
6. Демьяненко Ю. Иронический детектив в контексте современной литературы. 2010. Режим доступа: http://www.proza.ru/2010/06/15/1485 (дата обращения 02.09.2014).
7. Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. М., 1994.
8. Ищук-Фадеева Н. И. Комедия // Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий. М.: Изд-во Кулагиной, 2008. 358 с.
9. Кириленко Н. Н. Авантюрное расследование или классический детектив // Новый филологический вестник. 2012. № 2(21). С. 80 – 95.
10. Кириленко Н. Н. Детектив: логика и игра // Новый филологический вестник. 2009. № 2(9). С. 27 – 47; № 3(10). С. 105 – 115; № 4(11). С. 74 – 84; 2010. № 1(12). С. 16 – 32; № 4(15). С. 23 – 40; 2011. № 1(16). С. 13 – 24.
11. Кириленко Н. Н. Драма как источник классического детектива // Вестник РГГУ. (В печати.)
12. Кириленко Н. Н., Федунина О. В. Жанры криминальной литературы как теоретическая проблема // Поэтика литературных жанров. Генезис и типология. М.: РГГУ, 2014. (В печати).
13. Кристи А. Загадка Эндхауза. Режим доступа: http://coollib.net/b/6337/read (дата обращения: 13.03.2014).
14. Кристи А. Карман полный ржи. Режим доступа: http://www.litmir.net/br/?b=15495&p=8 (дата обращения: 23.03.2014).
15. Кургинян М. С. Драма // Теория литературы: Основные проблемы в историческом освещении. Т. 2. М., 1964.
16. Лаврин А. Правила игры // Загадка миссис Дикинсон: антология. М., 1992. С. 3 – 6.
17. Маркулан Я. Зарубежный кинодетектив: опыт изучения одного из жанров буржуазной массовой культуры. Л., 1975.
18. Нокс Р. Присяга детективного клуба // Как сделать детектив. М., 1990. С. 80 – 82.
19. Пави П. Словарь театра. М., 1991. С. 146 – 147.
20. Сэерс Д. Английский детективный роман. Режим доступа: http://www.rulit.org/read/38 (дата обращения: 22.08.13).
21. Тамарченко Н. Д. Драма // Теория литературы: в 2 т. / под ред. Н. Д. Тамарченко. М., 2004. Т. 1.
22. Тамарченко Н. Д. Классическая драма // Теория литературных жанров / под ред. Н. Д. Тамарченко. М., 2008.
23. Теория литературы: в 2 т. / под ред. Н. Д. Тамарченко. М., 2004. Т. 1: Н. Д.Тамарченко, В. И. Тюпа, С. Н. Бройтман. Теория художественного дискурса. Теоретическая поэтика. 512 с.
24. Теренций. Формион. Режим доступа: http://www.litmir.net/br/?b=42593&p=1 (дата обращения: 13.03.2014).
25. Тюпа В. И. Генезис литературных жанров // Дискурс / жанр. М., 2013. С. 36.
26. Тюпа В. И. Проблема генезиса // Теория литературных жанров / под ред. Н. Д. Тамарченко. М., 2008. С. 25 – 41.
27. Фаулз Дж. Конан Дойл // Кротовые норы. Режим доступа: http://www.acdoyle.ru/about/fowles-kn.htm (дата обращения: 23.01.2013).
28. Федунина О. В. Кругозор героев и жанр в криминальной литературе (постановка проблемы) // Жанры в историко-литературном процессе: сборник научных статей / Науч. ред. Т. В. Мальцева. Вып. 5. СПб., 2013. С. 161 – 171.
29. Федунина О. В. «Следователь-жертва» в криминальной литературе: к вопросу о типологии героя и жанра // Новый филологический вестник. 2012. № 2(21). С. 130 – 141.
30. Фейхтвангер Л. Переживание и драма. Режим доступа: http://lib.ru/INPROZ/FEJHTWANGER/articles.txt (дата обращения: 25.04.2014).
31. Хализев В. Е. Драма как род литературы (поэтика, генезис, функционирование). М., 1986.
32. Knox R. 10 Commandments of Detective Fiction. Режим доступа: http://www.writingclasses.com/InformationPages/index.php/PageID/303 (дата обращения: 22.08.13).
33. Symons J. The Detective Story in Britain. L., 1962.
34. Van Dine S. S. Twenty rules for writing detectives stories // The American Magazine. 1928. 3 September. V. 106.
Рецензия
Для цитирования:
Кириленко Н.Н. КЛАССИЧЕСКАЯ КОМЕДИЯ И КЛАССИЧЕСКИЙ ДЕТЕКТИВ (к вопросу о генезисе жанра). Вестник Кемеровского государственного университета. 2015;(1-2):184-189.
For citation:
Kirilenko N.N. CLASSIC COMEDY AND CLASSIC DETECTIVE STORY (on the genesis of the genre). SibScript. 2015;(1-2):184-189. (In Russ.)