Повышение уровня здоровья студентов как основной показатель учебной работы в вузе по дисциплине «Физическая культура»
Аннотация
Рассмотрено понятие «культура здоровья». Описаны основные целями в работе кафедр физического воспитания: актуализация сознательной творческой позиции по отношению к своему физическому и психическому здоровью и образу жизни; формирование установки на здоровый образ жизни и ответственности за него; создание условий для освоения различных путей и технологий физического и психического саморазвития. На смену жесткому тестированию физической подготовленности должна прийти естественная потребность самостоятельно контролировать динамику своих физических качеств, анализ которых позволил бы студентам сделать заключение о состоянии своего здоровья в целом и внести соответствующие коррективы в частности. В 2005–2007 гг. в Кемеровском институте (филиале) Российского государственного торгово-экономического университета были проведены педагогические исследования, в которых участвовали студенты 1-го и 2-го курсов. В результате исследований было установлено, что студенты 1-го и 2-го курсов в начале учебного года имели примерно одинаковый уровень развития физических качеств, а спортивно-технические результаты указывали на низкий уровень их подготовленности. Так, тест в беге на 2 и 3 км без перехода на ходьбу в состоянии были выполнять только 70 % студентов. Состояние здоровья по экспресс-оценке составляло у девушек в среднем 2,9 балла, у юношей – 3,2 балла, что соответствовало низкому и среднему уровням здоровья. К концу учебного года произошло значительное повышение результатов в беге на 2 и 3 км. У девушек эти показатели улучшились на 20 и 25 %, у юношей, соответственно, на 18 и 20 % . Зачетную дистанцию смогли преодолеть без перехода на ходьбу уже более 95 % занимающихся. Состояние здоровья по результатам экспресс-оценки у девушек составило в среднем 4,1 балла, у юношей – 4,3 балла, что соответствовало уже высокому уровню здоровья. Таким образом, проведенное исследование по предложенной нами методике позволяет сделать заключение о том, что использование в учебном процессе циклических упражнений аэробного характера, таких как оздоровительный бег и ходьба на лыжах, в сочетании с игровыми видами спорта и упражнениями общей специальной подготовки способствует не только оптимальному росту спортивно-технических результатов студентов, но и повышению уровня их здоровья.
Об авторах
А. И. ШульгинРоссия
А. Н. Туренков
Россия
В. М. Калинин
Россия
Список литературы
1. Давиденко Д. Н., Тихонов Б. Г., Щеглов В. А., Яценко Л. Г. К вопросу о физкультурном образовании студентов // Организация и методика учебного процесса, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы: матер. Междунар. конф. Ростов-на-Дону: Изд-во МГУ, 2000. Ч. I. С. 4–6.
2. Ермаков П. Н., Васильева О. С. Физическая культура - фундаментальная составляющая образовательного процесса // Организация и методика учебного процесса, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы: матер. Междунар. конф. Ростов-на-Дону: Изд-во МГУ, 2000. Ч. I. С. 6–11.
3. Туренков А. Н. Об опыте внедрения демократического подхода к выбору студентами форм организации учебного процесса по физическому воспитанию // Организация и методика учебного процесса, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы: сборник матер. II Всероссийской науч.-метод. Конф. - Казань: КГУ, 1992. С. 57–59.
Рецензия
Для цитирования:
Шульгин А.И., Туренков А.Н., Калинин В.М. Повышение уровня здоровья студентов как основной показатель учебной работы в вузе по дисциплине «Физическая культура». Вестник Кемеровского государственного университета. 2007;(4):80-83.