Коррекция синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей методом игротерапии
Аннотация
Диагностировано 130 детей 10–12 лет с целью выявления основных проявлений синдрома дефицита внимания с гиперактивностью и объема внимания специальными методиками. Существует множество способов коррекции проявлений СДВГ. Одним из самых удобных и универсальных является метод игротерапии. В данной статье проведено исследование возможности применения игротерапии в работе с гиперактивными детьми. Показано, что использование игротерапии позволяет эффективно и в короткие сроки снять основные симптомы синдрома. Распространенность синдрома дефицита внимания с гиперактивностью среди школьников 10–12 лет составила 32 % (42 из 130). Разделение игр на блоки (направленные на концентрацию и развитие внимания, а также на умение сосредотачиваться на деталях; на развитие воображения и зрительной памяти; на развитие моторной ловкости и тактильной чувствительности; на снятие напряжения и на усидчивость; на развитие коммуникативных навыков) позволяет более успешно проводить коррекционную работу. Полная компенсация синдрома дефицита внимания с гиперактивностью в нашем исследовании наблюдалась в 10 случаях, значительное улучшение (снижение количества признаков на один уровень) отмечено у 23, показатели тестирования на заключительном этапе у 19 были на исходном уровне.
Об авторах
А. О. ГоловацкаяРоссия
М. С. Басалаева
Россия
О. В. Чернова
Россия
Список литературы
1. Брязгунов И. П., Касатикова Е. В. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях. М.: Изд-во Института психотерапии, 2001. 96 с.
2. Выготский, Л. С. Избранные психологические исследования. М.: Просвещение, 1956. 230 с.
3. Гонеев А. Д., Лифинцева Н. И., Ялпаева Н. В. Основы коррекционной педагогики. М.: Академия, 1999. 280 с.
4. Заваденко Н. Н. Факторы риска для формирования дефицита внимания и гиперактивности у детей // Мир психологии. 2000. №. 1. С.2–5.
5. Заваденко Н. Н., Успенская Т. Ю., Суворинова Н. Ю. Диагностика и лечение синдрома дефицита внимания у детей // Журн. Неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 1997. С. 57–61.
6. Касатикова Е. Б., Брязгунов И. П. Характеристика детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью // Педиатрия. 2001. №2. С. 40–42.
7. Кошелева А. Д., Алексеева Л. С. Диагностика и коррекция гиперактивности ребенка. М.: НИИ семьи, 1997. 62 с.
8. Кучма В. Г., Брязгунов И. П. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей: вопросы эпидемиологии, этиологии, диагностики, лечения, профилактики, прогноза. М., 1994. 43 с.
9. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Шпаргалка для взрослых: психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми / Е. К. Лютова. М.: Генезис, 2000. 192 с.
10. Немов Р. С. Психология: учеб, для студентов высш. пед. учеб, заведений: в 3-х кн. Кн. 3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. М.: Просвещение, ВЛАДОС, 2000. С. 111 - 165.
11. Политика О. И. Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивность. СПб.: Речь, 2005. 208 с.
12. Семаго Н. Я., Семаго М. М. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога. М.: АРКТИ, 2000. 208 с.
13. Шевченко Ю. С. Коррекция поведения детей с гиперактивностью и психоподобным синдромом: практическое руководство для врачей, психологов и педагогов. М.: Пита- Пресс, 1997. 52
14. Широкова Г. А., Жадько Е. Г. Практикум детского психолога. 2-е изд. Ростов н/Д: Феникс, 2005. 320 с. (Серия «Психологический практикум»)
15. Ясюкова Л. А. Оптимизация обучения и развития детей с ММД. Диагностика и компенсация минимальных мозговых дисфункций: методическое руководство. СПб.: ИМАТОН, 2000. 100 с.
Рецензия
Для цитирования:
Головацкая А.О., Басалаева М.С., Чернова О.В. Коррекция синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей методом игротерапии. Вестник Кемеровского государственного университета. 2007;(3):39-46.