Сравнительный анализ эффективности стилей педагогического общения преподавателей университета
Аннотация
Рассмотрены вопросы педагогического общения в структуре «преподаватель – студент» и их особенности проявления и эффективности в вузе. Предъявлены экспериментальные данные, характеризующие взаимосвязь стилей общения и индивидуально-психологических особенностей преподавателя, а также результаты изучения восприятия и оценки студентами различных стилей педагогического общения. Исследование проведено на межфакультетской кафедре психологии КемГУ. Участниками эксперимента были 18 преподавателей и 60 студентов IV и V курсов КемГУ. Сделан вывод, что преподаватели со стилями «Общение на основе дружественного расположения» и «Общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью» получили большее количество баллов в целом по всем шкалам анкеты, чем преподаватели, проявляющие такие стили, как «Общение-устрашение» и «Общение-дистанция». Наиболее эффективен для университета стиль педагогического общения «Общение на основе дружественного расположения».
Об авторах
Александр Витальевич СухихРоссия
Надежда Ивановна Корытченкова
Россия
Наталья Кузьминична Будницкая
Россия
Список литературы
1. Бодалев, А. А. Личности и общение. - М, 1983.
2. Демиденко, Н. Н. Психология труда учителя. - Тверь: Тверской гос. университет, 2006. - 175 с.
3. Канн-Калик, В. А. Учителю о педагогическом общении. - М., 1983.-320 с.
4. Канн-Калик, В. А., Ковалев Г. П. Педагогическое общение как предмет теоретического и природного исследования // Вопросы психологии. - 1985, - №4. - С. 45 - 51.
5. Кондратьев, М. Ю. Слагаемые авторитета. - М., 1988.
6. Кузьмина, Н. В. Психологическая структура. Грозный. 1976.
7. Леонтьева, А. А. Педагогическое общение. - Тарту, 1974.
8. Маркова, А. К. Психология труда учителя. -М., 1993.
9. Митина, Л. М. Учитель как личность и профессионал. - М., 1994.
10. Петровский, А. В. Социальная психология коллектива. - М., 1978.
11. Петровская, Л. А. Компетентность в общении. - М., 1989.
Рецензия
Для цитирования:
Сухих А.В., Корытченкова Н.И., Будницкая Н.К. Сравнительный анализ эффективности стилей педагогического общения преподавателей университета. Вестник Кемеровского государственного университета. 2007;(2):79-82.