Традиции и инновации в деятельности социальных служб - проблемы качества обслуживания
Аннотация
Рассмотрена проблема соотношения традиций и инноваций в историческом и системном аспектах. Основываясь на теоретических исследованиях и практических результатах, можно предположить, что категория качества социального обслуживания не может совпадать ни с удовлетворенностью потребителя, ни с понятием «услуга». Качество всегда будет выражать всю совокупность социальных услуг, объективно необходимых не только для выживания, но и полноценного развития личности клиента. Исходя из современного уровня наших знаний о качестве социального обслуживания населения, можно предположить, что повышение или разрушение качества может происходить в результате прогрессивного развития социальных служб, примером чего может являться расширение перечня предлагаемых дополнительных платных социальных услуг. Социальная работа может быть охарактеризована как специфическая деятельность общества, осуществляемая в интересах удовлетворения человеческих потребностей. Но неверно говорить, что социальная работа всегда и везде доступна как бесплатная услуга тем, кто в ней нуждается, так как потребности могут быть и у общества, и у личности. Обязательства социальной работы перед государством так же законны, как и обязательства перед клиентом. Появление групп населения, готовых оплачивать дополнительные социальные услуги, в том числе для своих пожилых родственников, – сам по себе факт отрадный, но и обязывающий социальные службы менять подходы к организации социального обслуживания населения, улучшать кадровые и материально-технические возможности, пересматривать стиль взаимоотношений с получателями социальных услуг. В итоге предстоит наращивать одновременно количественные и качественные показатели социального обслуживания, полнее учитывать дифференциацию доходов потребителей различных видов социальных услуг, принять меры, направленные на создание рынка социальных услуг.
Список литературы
1. Бернгард Г. Качественные и количественные методы исследования в социальной работе // Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт / отв. ред. Т. Ф. Яркина, В. Г. Бочарова. М.-Тула: АСОПиР, 1993.
2. Государственный стандарт Российской Федерации: системы менеджмента качества. М., 2001. П. 3.1.4. С. 7.
3. Исаев В. А. Квалиметрическое обеспечение оценки и мониторинга степени удовлетворенности потребителей образовательных услуг // Системы оценки и мониторинги качества в образовании. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. С. 30–37.
4. Проектирование развития учреждений социального обслуживания. М.: ВНИК «ТСС». Институт социальной работы АРСС., 1996. 125 с.
5. Соколова Н. В. Оценка социальных последствий педагогических инноваций // Инновации и образование: сб. материалов конференции. Серия Simposium, вып. 29. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. С. 437–443.
6. Greene, R. Roles and functions of nursing home social workers in the provision of psychosocial care. Washington: DC, 2004.
7. Social work services in nursing homes: Toward quality psychosocial care // Интернет: http://www.socialworkers.org/practice/standards/nursing homes.asp.
Рецензия
Для цитирования:
Филатова Е.В. Традиции и инновации в деятельности социальных служб - проблемы качества обслуживания. Вестник Кемеровского государственного университета. 2007;(1):177-179.