Preview

СибСкрипт

Расширенный поиск

Методологические возможности системного и синергетического подходов к изучению проектного мышления

https://doi.org/10.21603/2078-8975-2019-21-4-982-988

Аннотация

Показана актуальность изучения проектного мышления применительно к реалиям современного динамичного и не предопределённого мира. Представлено обоснование необходимости принципиально нового понимания сущности процессов, составляющих содержательный фундамент проектного мышления как компетенции современного руководителя в логике проектного управления. Кратко рассмотрены аспекты применения проектного мышления в различных, прежде всего, гуманитарных областях научного знания. Предпринята попытка конкретизации определения проектного мышления с учетом современных требований к менеджеру организации. Описаны проблемы его изучения в современной психологической науке. Указано на методологическую несостоятельность линейного, эклектического понимания проектного мышления, не учитывающего системно-синергетические свойства данного феномена, например неспособность старой линейно-эклектической модели проектного мышления объяснить отсутствие у субъекта проектной деятельности способности создавать и эффективно реализовывать проект в некоторой прикладной области при наличии у него, субъекта, высоких показателей отдельных компонентов проектного мышления. Проанализированы методологические возможности системного и синергетического подходов применительно к изучению проектного мышления. Разграничено синергийное и синергетическое понимание сложных, в том числе и психологических процессов применительно к проектному мышлению. Обозначены проблемы, связанные с рассмотрением проектного мышления сквозь призму системного и синергетического подходов; намечены инструментальные пути преодоления этих сложностей.

Об авторе

А. В. Мазуркевич
Камчатский государственный университет им. Витуса Беринга
Россия
683032, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Пограничная, 4


Список литературы

1. Ньютон Р. Управление проектами от А до Я. 10-е изд. М.: Альпина Паблишер, 2019. 180 с.

2. Павлов А. Н. Управление проектами на основе стандарта PMI PMBooK 2008. Изложение методологии и опыт применения. 2-е изд., испр. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. 208 с.

3. Серёгина В. В., Серёгина Е. А., Шаповалова Л. Н. Современное социальное проектирование и его методики // Концепт. 2016. Т. 23. С. 88–92.

4. Штомпф Г. «Проектное мышление» – это не о размышлениях, а о действиях // Проблемы управления в социальных системах. 2012. Т. 4. № 6. С. 68–72.

5. Бьюзен Т., Бьюзен Б. Супермышление. Мн.: Попурри, 2003. 193 с.

6. Haken H. Synergetics and Some Applications to Psychology // Dynamics, Synergetics, Autonomous Agents / eds. W. Tschacher, J.-Р. Dauwalder. Singapore: Worls Scientific, 1999. Р. 3–12.

7. Щедровицкий Г. П. Путеводитель по методологии организации, руководства и управления. М.: Дело, 2003. Режим доступа: https://gtmarket.ru/laboratory/basis/3344/3367 (дата обращения: 10.01.2019).

8. Розин В. М. Мышление: сущность и развитие. Концепции мышления. М.: Ленанд, 2015. 368 с.

9. Котов Л. Ю. Возможности технологии проектного обучения в развитии творческого потенциала учащихся // Повышение квалификации и переподготовка работников образования: теория и практика: сб. ст. по мат-лам науч.-практ. конф. сотрудников ВГИПК РО 2001–2002 годов / ред. Н. М. Борытко. Волгоград: Волгоградский ГИПКиПРО, 2003. С. 74–82.

10. Алексеева И. В., Паллота В. И. Развитие проектного мышления бакалавров дизайна как средство формирования профессиональных компетенций // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2017. № 133. С. 653–659. DOI: 10.21515/1990-4665-133-049

11. Вылегжанина А. О. Информационно-технологическое и программное обеспечение управления проектом. М.-Берлин: Директ-Медиа, 2015. 429 с.

12. Павлова М. Б., Питт Дж., Гуревич М. И., Сасова И. А. Метод проектов в технологическом образовании школьников. М.: Вентана-Граф, 2008. 296 с.

13. Пещерова А. С., Исаева И. Ю. Развитие творческих способностей младших школьников средствами проектной деятельности в процессе образования // Студенческий научный форум 2015: мат-лы VII Междунар. студенческой науч. конф. Режим доступа: https://scienceforum.ru/2015/article/2015009666 (дата обращения: 10.01.2019).

14. Плотников А. Н., Плотников Д. А. Актуальные проблемы управления проектами // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Экономика. Управление. Право. 2014. Т. 14. № 1- 2. С. 152–158.

15. Смирнова С. Ю. Актуализация проектного мышления студентов на основе реализации динамической модели проектирования // Вестник Поморского университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2011. № 4. С. 154–158.

16. Хлебникова Е. А., Махрина И. А. Проектная деятельность в работе с одаренными детьми на начальном этапе образования. Развитие молодых талантов // Молодой ученый. 2017. № 47. С. 236–238.

17. Бушуев С. Д., Бушуева Н. С. Управление проектами. Система знаний по формированию компетенции проектных менеджеров. Киев: Иридиум, 2006. 199 с.

18. Григорьев А. Д. Предпосылки разработки методики формирования проектного мышления студентов-дизайнеров как основного элемента профессионального дизайнерского мышления // Сибирский педагогический журнал. 2009. № 8. С. 52–58.

19. Громыко Ю. В. Проектное сознание: Руководство по программированию и проектированию в образовании для систем стратегического управления. М.: Институт учебника Раideiа, 1997. 560 с.

20. Соловьева А. Ю., Мазуркевич А. В. Специфика проектного мышления руководителей с разным уровнем толерантности к неопределенности // Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки. 2018. № 2. С. 71–76.

21. Курис М. М. Проектное мышление: специфика формирования и атрибут современного человека // От науки к обществу: приоритетные направления преобразований и инструменты их реализации: сб. науч. трудов по мат-лам I Междунар. науч.-практ. конф. (Москва, 10 декабря 2018 г.) М.: Профессиональная наука, 2018. С. 46–52.

22. Рыбалкина П. В., Калинина Г. Н. Проект и проектное мышление в истории культуры // Наука. Искусство. Культура. 2018. № 4. С. 39–44.

23. Жилин Д. М. Теория систем: опыт построения курса. 6-е изд., стер. М.: Ленанд, 2017. 176 с.

24. Василькова В. В. Порядок и хаос в развитии социальных систем. СПб.: Лань, 1999. 480 с.

25. Безручко Б. П., Короновский А. А., Трубецков Д. И., Храмов А. Е. Путь в синергетику: Экскурс в десяти лекциях. 3-е изд., испр. М.: ЛЕНАНД, 2015. 304 с.


Рецензия

Для цитирования:


Мазуркевич А.В. Методологические возможности системного и синергетического подходов к изучению проектного мышления. Вестник Кемеровского государственного университета. 2019;21(4):982-988. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2019-21-4-982-988

For citation:


Mazurkevich A.V. Methodological Abilities of Systemic and Synergistic Approaches to the Study of Project Thinking. The Bulletin of Kemerovo State University. 2019;21(4):982-988. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/2078-8975-2019-21-4-982-988

Просмотров: 534


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-2122 (Print)
ISSN 2949-2092 (Online)