ДВЕ ФОРМЫ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: СООТНОШЕНИЕ НОМИНАЦИИ И КОММУНИКАЦИИ
Аннотация
Статья посвящена проблеме объекта интегративной лингвистики, выводятся его формулы, отражающие разграничение номинативной и коммуникативной деятельности как двух форм речевой деятельности (РД). Определяются основания дифференцированного подхода к РД, в котором лингвистический анализ дополняется психолингвистическим. Функциональное размежевание номинативной деятельности и коммуникативной деятельности осуществляется с учетом наличия у них внутренней (мыслительной) и внешней (языковой) стороны. Выявлены две корреляции функций, распределенные между номинацией и коммуникацией: информативная и коммуникативная, познавательная и номинативная. Характеристика функциональных различий двух форм РД дополняются описанием несходства их продуктов. Номинативные единицы отличаются от коммуникативных единиц по своему составу, по используемым при их образовании языковым средствам и моделям конструирования, по содержанию, связанному с инициирующими их мыслительными процессами. Рассмотрение номинативной и коммуникативной деятельности становится основанием для построения двух формул объекта интегративной лингвистики: 1) «языковая система + коммуникативная деятельность»; 2) «языковая система + номинативная деятельность + номинативные единицы».
Об авторе
Л. К. ЖаналинаКазахстан
Жаналина Лаззат Кабылдашевна – доктор филологических наук, профессор Института филологии
Список литературы
1. Аврорин В. А. Проблемы изучения функциональной стороны языка. Л., 1975.
2. Адмони В. Г. Грамматический строй как система построения и общая теория грамматики. Л., 1988.
3. Березин Ф. М, Головин Б. Н. Общее языкознание: учебное пособие. М.: Просвещение, 1979.
4. Болдырев Н. Н. Концептуальное взаимодействие как основа речевого общения // Русский язык и литература в пространстве мировой культуры: материалы XIII Конгресса МАПРЯЛ (г. Гренада, Испания, 13 – 20 сентября 2015 г.) / ред кол.: Л. А.Вербицкая, К. А. Рогова, Т. И. Попова [и др.]: в 15 т. Т. 6. Направление
5. «Язык, сознание, культура». СПб.: МАПРЯЛ, 2015. С. 67 – 71. 5. Выготский Л. С. Мышление и язык. М., 1934.
6. Голев Н. Д. Ментально-психологические аспекты типологии языковой личности (к проблеме взаимоотношения языкового и персонного пространства) // Языковая личность: моделирование, типология, портретирование. Сибирская лингвоперсонология: коллективная монография. Ч. 1 / под ред. Н. Д. Голева и Н. Н. Шпильной. М.: ЛЕНАРД, 2014. С. 10 – 32.
7. Жаналина Л. К. Номинация и словообразовательные отношения. Алматы, 1993.
8. Жаналина Л. К. Номинация как форма речевой деятельности: дис. … д-ра филол. наук. Алматы, 1994.
9. Жаналина Л. К. Интегративное словообразование. Алматы: Улағат, 2011. 10. Звегинцев В. А. Семасиология. М., 1957.
10. Исабеков С. Е. Проблема дополнительности в номинативной системе языка. Алма-Ата, 1992.
11. Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. М., 1987.
12. Касевич В. Б. Элементы общей лингвистики. М.: Наука, 1977.
13. Колшанский Г. В. Соотношение субъективных и объективных факторов в языке. М.: Наука, 1975.
14. Колшанский Г. В. Коммуникативная функция и структура языка. М., 1984.
15. Копыленко М. М. Средства выражения количества в русском языке. Алма-Ата, 1993.
16. Кубрякова Е. С. Номинативный аспект речевой деятельности. М.: Наука, 1986.
17. Кубрякова Е. С. Язык и знание: на пути получения знаний о языке: части речи с когнитивной точки зрения. Роль языка в понимании мира / РАН. Ин-т языкознания. М.: Языки славянской культуры, 2004.
18. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
19. Лосев А. Ф. Философия имени // Лосев А. Ф. Из ранних произведений. М., 1990. С. 48.
20. Михайлов М. А. Речевая номинация и выделимость морфем. Красноярск, 1989.
21. Общее языкознание. Внутренняя структура языка. М.: Наука, 1972.
22. Оленев С. В., Паули Ю. С. Лингвоперсонологическое моделирование словообразовательных единиц в функциональном аспекте // «Языковая личность: моделирование, типология, портретирование. Сибирская лингвоперсонология: коллективная монография. Ч. 1 / под ред. Н. Д. Голева и Н. Н. Шпильной. М.: ЛЕНАРД, 2014. С. 122 – 172.
23. Основы теории речевой деятельности. М.: Наука, 1974.
24. Панфилов В. З. Философские проблемы языкознания: Гносеологические аспекты. М., 1977.
25. Пражский лингвистический кружок. М., 1967.
26. Серебренников Б. А. Роль человеческого фактора в языке: язык и мышление. М.: Наука, 1988.
27. Симонов П. В. Мозг и творчество // Вопросы философии. 1992. № 1.
28. Степанов Ю. С. В мире семиотики // Семиотика. М., 1983.
29. Сулейменова Э. Д. Понятие смысла в современной лингвистике. Алма-Ата, 1989.
30. Харитончик З. А. О семантической корреляции словообразования с морфологией и синтаксисом // Деривация и семантика: слово – предложение – текст. Пермь, 1986.
Рецензия
Для цитирования:
Жаналина Л.К. ДВЕ ФОРМЫ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: СООТНОШЕНИЕ НОМИНАЦИИ И КОММУНИКАЦИИ. Вестник Кемеровского государственного университета. 2015;(4-4):74-80.
For citation:
Zhanalina L.K. TWO FORMS OF SPEECH ACTIVITY: CONNECTION BETWEEN NOMINATION AND COMMUNICATION. SibScript. 2015;(4-4):74-80. (In Russ.)