FORMATION OF VALUE ORIENTATIONS OF THE INDIVIDUAL IN THE PROCESS OF ETHNIC SOCIALIZATION
Abstract
The paper provides an overview of concepts and theories developing the problem of value orientations in the context of ethnic socialization. The author emphasizes the relevance of researching value orientations of the personality and assimilation of traditional values and novation in the context of globalization. The necessity of considering the system of value orientations as a criterion for the success of ethnic socialization is substantiated. It is noted that the assimilation of values of ethnic communities promotes formation of positive ethnic identity, and the decline in the importance of traditional values leads to a blurring of ethnic identity, the loss of connection with traditional culture. The paper highlights the negative trends in the structure of value orientations of the young generation, in terms of their lack of formation, disintegration, loss of traditional values and the meaning of life. Solving these problems is seen in the transition to a value-semantic paradigm of education in creating certain prerequisites for filling individual sense into the information about the humanistic values, in developing psychological and pedagogical foundations of education of personality characteristics that combine the best features of a particular ethnic group, the Russian people as a whole, and human values.
About the Author
S. B. DagbaevaRussian Federation
Soelma B. Dagbaeva – Candidate of Psychology, Associate Professor, Assistant Professor at the Department of Educational Psychology
References
1. Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2002. 363 с.
2. Арутюнян Ю. В. Социально-культурное развитие и национальное самосознание // Социологические исследования. 1990. № 7. С. 42 – 49.
3. Асмолов А. Г. Стратегия и методология социокультурной модернизации образования. М.: изд-во ФГАУ Федеральный институт развития (ФИРО), 2011. 73 с
4. Белинская Е. П., Стефаненко Т. Г. Этническая социализация подростка. М.: Московский психологосоциальный институт; Воронеж: МОДЭК, 2000. 208 с.
5. Блажко В. А. Этнокультурная идентификация личности в условиях глобализации // Теоретические проблемы этнической и кросс-культурной психологии. Смоленск, 2014. Т. 1. С. 75 – 78.
6. Воронков В., Карпенко О. Трудно не быть расистом (вместо введения) // Расизм в языке образования / под ред. В. Воронкова, О. Карпенко, А. Осипова. СПб.: Алетейя, 2008. С. 5 – 23.
7. Гидденс Э. Ускользающий мир. Как глобализация меняет нашу жизнь. М.: Весь Мир, 2004. 120 с.
8. Гудков Л. Д. Негативная идентичность: статьи 1997 – 2002 гг. М.: Новое литературное обозрение – «ВЦИОМ-А», 2004. 816 с.
9. Инглхарт Р. Постмодерн: меняющиеся ценности и изменяющиеся общества // Полис (политические исследования). 1997. № 4.
10. Классическая буддийская философия / Т. В. Ермакова, Е. П. Островская, В. И. Рудой. СПб: Лань, 1999. 544 с. (Серия: Мир культуры, истории и философии).
11. Клочко В. Е. Многомерное психологическое мышление: антропологические проекции // Психология обучения. 2012. № 10.
12. Клочко В. Е. Психологические основания системной педагогической антропологии // Психология обучения. 2011. № 11. С. 16 – 30.
13. Клочко В. Е. Становление многомерного мира человека как сущность онтогенеза // Сибирский психологический журнал. 1998. № 8 – 9. С. 7 – 15.
14. Лебедева Н. М., Татарко А. Н. Культура как фактор общественного прогресса. М.: Юстицинформ, 2009. − 408 с.
15. Леонтьев Д. А. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании: виды, детерминанты и изменения во времени // Психологическое обозрение. 1998. № 1. С. 13 – 25.
16. Лотова И. П. Психология смысла жизни: монография. М.: Пробел-2000, 2011. 456 с.
17. Лурье С. В. Метаморфозы традиционного сознания. СПб.: Интерпракс, 1994. 288 с.
18. Монсонова А. Р. Этноконфессиональная принадлежность как фактор формирования системы ценностных ориентаций личности: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01. Хабаровск, 2006. 26 с.
19. Накохова Р. Р. Сформированность этнической идентичности как фактор формирования гражданской идентичности // На перекрестке миграции: от теоретических моделей к практическим решениям; сборник материалов четвертой Всероссийской н-пр. конференции «Практическая этнопсихология: актуальные проблемы и перспективы развития»: 25 – 26 октября 2013 г. ред. О. Е. Хухлаев. М.: МГППУ, 2013. 115 с. С. 59 – 68.
20. Никандров Н. Д. Духовные ценности и воспитание в современной России // Педагогика. 2008. № 9.
21. Павленко Ю. В. Происхождение цивилизации: альтернативные пути. М.: Логос. 2000. 386 с.
22. Педагогическая психология: учебник / под ред. Н. Б. Евтуха, Ю. В. Пелеха, М. С. Яницкого. Ровно: Ассоль, 2014. 287 с.
23. Проект концепции развития поликультурного образования в РФ. Режим доступа: http://old.mon.gov.ru/work/vosp/dok/6988/
24. Серый А. В. Ценностно-смысловая парадигма как основа построения обобщенной теории психологического консультирования // Вестник КРАУНЦ. 2011. № 2. С. 132 – 142. (Серия: Гуманитарные науки).
25. Солдатова Г. У., Нестик Т. А., Шайгерова Л. А. Принципы формирования толерантности и управления рисками ксенофобии // Национальный психологический журнал. 2011. № 2(6). С. 60 – 80
26. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология: практикум. М: Аспект Пресс, 2006. 208 с.
27. Традиционные религии перед вызовом секуляризации // Доклад Архиепископа Львовского и Галицкого Августина (Маркевич) Председателя Синодальной Богословской комиссии Украинской Православной Церкви. Мировой общественный форум «Диалог цивилизаций». Родос, Греция. Режим доступа: http://www.kongord.ru/Index/Screst/sk110-2.html (дата обращения: 12.12. 2013).
28. Фельдштейн Д. И. Глубинные изменения современного детства и обусловленная ими актуализация психолого-педагогических проблем развития образования. М.: Изд-во МПСУ, 2011. 16 с.
29. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций // Полис. 1994. № 1. С. 33 – 43.
30. Шварц Ш. Культурные ценностные ориентации: природа и следствия национальных различий // Психология. 2008. № 2. С. 36 – 67.
31. Шпет Г. Г. Введение в этническую психологию. СПб.: Алетейя,1996. 160 с.
32. Чурекова Т. М., Москаленко И. В. Формирование нравственных ценностей в аспекте феноменологической педагогики // Сибирский педагогический журнал. 2013. № 3. С. 57 – 62.
33. Яницкий М. С. Модификация методики Р. Инглхарта для изучения ценностной структуры массового сознания // Сибирская психология сегодня: сборник научных трудов. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002. С. 189 – 195.
34. Яницкий М. С. Ценностное измерение массового сознания. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2012. 237 с.
35. Яницкий М. С., Серый А. В., Пелех Ю. В. Ценностно-смысловая парадигма как основа постнеклассической педагогической психологии // Философия образования. 2013. № 1. С. 175 – 186.
36. Яницкий М. С., Авилов Г. М. Традиционная ролевая игра как средство этнической социализации // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. 2008. № 4(20). С. 27 – 30.
37. Herskovits M. J. Les bases de l’anthropologie culturelle. Paris: Payot, 1967. P. 129 – 167.
38. Kluckhohn Fl. and Strodtbeck F. L. Variation in Value Orientations. Evenston, Ill, Elmsford, New York: Row Peterson, and comp., 1961. Р. 10.
Review
For citations:
Dagbaeva S.B. FORMATION OF VALUE ORIENTATIONS OF THE INDIVIDUAL IN THE PROCESS OF ETHNIC SOCIALIZATION. SibScript. 2015;(1-1):122-127. (In Russ.)