ПРОБЛЕМА СИНДРОМА ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ И ПОДХОДЫ К ЕГО КОРРЕКЦИИ
Аннотация
В статье разбираются особенности состояния ВПФ, эмоциональной регуляции и поведения у детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), варианты и механизмы этого синдрома, а также подходы к его нейропсихологической коррекции.
Об авторах
Жанна Марковна ГлозманРоссия
Ирина Александровна Шевченко
Россия
Список литературы
1. Laufer, M. W. Hyperkinetic behavior syndrome in children / M. W. Laufer, E. Denhoff // Journal of Pediatrics. – 1957. – Vol. 50.
2. Микадзе, Ю. В. Нейропсихология детского возраста / Ю. В. Микадзе. – М.: Питер, 2008. – 288 с.
3. Заваденко, Н. Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте / Н. Н. Заваденко. – М.: Академия, 2005. – 256 с.
4. МКБ-10: Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем: в 3 т. – М.: Медицина, 2004.
5. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста / под ред. С. Ю. Циркина. – Изд. 2-е. – М.; СПб, 2004. – 896 c.
6. Глозман, Ж. М. Нейропсихология детского возраста / Ж. М. Глозман. – М.: Академия, 2009. – 272 с.
7. Guiding Principles for the Diagnosis and Treatment of Attention Deficit / Hyperactivity Disorder. – Washington: The Attention Deficit Disorder Association, 2006.
8. Children with deficit in attention, motor control and perception almost grown up: psychiatric personality disorders at age 16 years / L. Hellgren, I. C. Gillberg, A. Bagenholm [et al.] // J. Child Psychology and psychiatry. – 1994. – Vol. 35. – Р. 1255 – 1271.
9. Политика, О. И. Мультимодальный подход в коррекции детей с СДВГ / О. И. Политика. – СПб.: Речь, 2005.
10. Депутат, И. С. Характеристика вербального интеллекта у детей младшего школьного возраста с СДВГ / И. С. Депутат, Л. Ф. Старцева, Ю. А. Иорданова // Альманах "Новые исследования". – М.: Вердана, 2009. – № 2(19).
11. Цветков, А. В. Гиперактивный ребёнок: развиваем саморегуляцию / А. В. Цветков. – М.: Спорт и культура-2000, 2012. – 104 с.
12. Лютова, Е. К. Шпаргалка для взрослых: психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми / Е. К. Лютова, Г. Б. Монина. – М.: Генезис, 2000. – 61 с.
13. Феоктистова, С. В. Психологические особенности гиперактивных детей младшего школьного возраста / С. В. Феоктистова // Альманах "Новые исследования". – М.: Вердана, 2009. – № 2(19).
14. Курдюкова, С. В. Формирование ориентировочной основы и контроля действия как метод коррекции СДВГ / С. В. Курдюкова, Ж. М. Глозман, М. В. Чибисова // Практическая нейропсихология. Помощь неуспевающим школьникам / под ред. Ж. М. Глозман. – М.: Эксмо, 2010.
15. Weinstein, C. S. Description of mothers with ADHD with children with ADHD / C. S. Weinstein, R. J. Apfel, S. R. Weinstein // Psychiatry. – 1998. – 61(1).
16. Белоусова, Е. Д. Синдром дефицита внимания/гиперактивности / Е. Д. Белоусова, М. Ю. Никанорова // Российский вестник перинатологии и педиатрии. – 2000. – № 3.
17. Faraone, S. V. Neurobiology of attention deficit hyperactivity disorder / S. V. Faraone, J. Biederman // Biol Psychitry. – 1998. – 44(10). – Р. 951 – 958.
18. Kinsbourne, M. Genetic and biochemistry in attention deficit disorder / M. Kinsbourne, C. K. Deutsch // Developmental psychopathology, ed. by M. Lewis, S. Miller. – N.Y.: Plenum Press, 1990.
19. Zametkin, A. J. Cerebral glucose metabolism in adults with hyperactivity of childhood onset / A. J. Zametkin, Т. Е. Nordahl, M. Gross [et al.] // The New England journal of Medicine. – 1990. – Vol. 323. – P. 1361 – 1366.
20. Грибанов, А. В. Церебральное энергообеспечение у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности / А. В. Грибанов, А. Н. Подоплёкин, Д. Н. Подоплёкин // Альманах "Новые исследования". – М.: Вердана, 2009. – № 2(19).
21. Мачинская, Р. И. Междисциплинарный подход к исследованию и дифференциации вариантов СДВГ у детей младшего школьного возраста / Р. И. Мачинская, Е. В. Крупская // Вестник Поморского университета. – 2007. – №2(8).
22. Шевченко, Ю. С. Коррекция поведения детей с гиперактивностью и психопатоподобным синдромом / Ю. С. Шевченко. – М.: Вита-Пресс, 1997. – 52 с.
23. Школьная дезадаптация: психоневрологическое и нейропсихологическое исследование / Н. Н. Заваденко [и др.] // Вопросы психологии. – 1999. – № 4. – С. 28 – 34.
24. Синдром нарушения внимания с гиперактивностью у детей / А. В. Грибанов и др.; под ред. А. В. Грибанова. – М.: Академический проект, 2004. – 143 с.
25. Лурия, А. Р. Основы нейропсихологии / А. Р. Лурия. – М.: Изд-во МГУ, 1973.
26. Shallice, T. Execution functions profile in children with ADHD / T. Shallice, G. M. Marzocchi, S. Coser [et al.] // Developmental neuropsychology. – 2002. – 21(1). – Р. 43 – 71.
27. Marzocchi, G. M. What are the causes of the attention deficits observed in children with dyslexia / G. M. Marzocchi, S. Ornaghi, S. Barboglio // Child neuropsychology. – 2009. – № 15. – Р. 567 – 581.
28. Горячева, Т. Г. Нейропсихологические особенности психического развития детей с синдромом гиперактивности / Т. Г. Горячева, А. С. Султанова // В. М. Бехтерев и современная психология. – Казань: Центр инновационных технологий, 2005. – Вып. 3. – Т. 2. – С. 91 – 100.
29. Wilmshurst, L. Attention deficit / Hyperactivity disorder / L. Wilmshurst // “Essentials of Child Psychopathology”. – N.Y.: John Wiley & Sons, 2005. – Part 4.
30. Barkley, R. A. Attention deficit – hyperactivity disorder / R. A. Barkley // Behavioral assessment of childhood disorders., 2nd ed. – N.Y.: Guilford, 1988.
31. Weiss, M. D. A chart review study of the Inattentive and Combined Types of ADHD / M. D. Weiss, D. E. Worling, M. B. Wasdell // Journal of Attention Disorders. – 2003. – 7(1).
32. Гиперактивные дети: коррекция психомоторного развития / ред. М. Пассольт. – М.: Академия, 2004. – 160 с.
33. Голдберг, Э. Управляющий мозг: лобные доли, лидерство и цивилизация / Э. Голдберг. – М.: Смысл, 2003. – 335 с.
34. Сухотина, Н. К. Современные подходы к терапии гиперкинетических расстройств у детей / Н. К. Сухотина, А. В. Красова // Журнал клинической и социальной психиатрии. – 2006. – № 2.
35. Досани, С. 52 способа преодоления дефицита внимания и гиперактивности у детей. Лечить или воспитывать? / С. Досани. – М.: Центрполиграф, 2010. – 221 с.
36. Опыт применения ноотропов при пограничных психических расстройствах у детей / Н. К. Сухотина [и др.] // Психиатрия и и психофармакотерапия. – 2004. – Т. 6. – № 6.
37. Shalev, L. Computerized Progressive attentional training (CPAT) program: effective direct intervention for children with ADHD / L. Shalev, Ye. Tsal, C. Mevorach // Child Neuropsychology. – 2007. – № 13(4). – Р. 382 – 388.
38. Курдюкова, С. В. Внимание! Внимание! Развиваем внимание: игры и упражнения; советы специалиста / С. В. Курдюкова, А. В. Сунцова. – М.: Эксмо, 2010. – 80 с.
39. Сиротюк, А. Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам / А. Л. Сиротюк. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 128 с.
40. Выготский, Л. С. Детская психология / Л. С. Выготский // Собрание сочинений: в 6 т. – Т. 4. – М.: Педагогика, 1984.
Рецензия
Для цитирования:
Глозман Ж.М., Шевченко И.А. ПРОБЛЕМА СИНДРОМА ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ И ПОДХОДЫ К ЕГО КОРРЕКЦИИ. Вестник Кемеровского государственного университета. 2013;(3-1):129-137.
For citation:
Glozman Zh.M., Shevchenko I.A. PROBLEM OF ATTENTION DEFICIT / HYPERACTIVITY DISORDER AND APPROACHES TO ITS REMEDIATION. SibScript. 2013;(3-1):129-137. (In Russ.)