Preview

СибСкрипт

Расширенный поиск

Пролегомены к системно-антропологической теории мышления

https://doi.org/10.21603/2078-8975-2019-21-1-112-120

Аннотация

В статье представлен опыт построения предварительной концептуальной оптики, необходимой для осмысления проблемы мышления с позиции постнеклассической  психологии. Вскрываются и анализируются методологические пробелы в постановке и  решении проблемы мышления в рамках позитивистски-ориентированных подходов. В статье представлено, что они преимущественно сосредоточены на построении одномерноинструментального взгляда на мыслящего человека как на гносеологического  субъекта, который в ряде случаев редуцируется до оператора когнитивных процессов,  искусственно выведенного за рамки собственной историчности и экзистенциальных данностей жизни. Раскрывается экзистенциально-антропологическая  данность мышления человека, взятого в контексте собственного жизненного мира и  собственных жизненных отношений, а также в контексте трансспективы становления и  усложнения его когитальной идентичности. Обоснован взгляд, согласно которому мышление целостно понятого человека выступает как форма жизнеосуществления, а все события  мышления являются свидетельствами его попыток тематизации и конституирования своей  когитальной идентичности, его сопротивления когитальной деиндивидуации. В заключение  подчеркивается необходимость расширения исследовательского фокуса психологии мышления таким образом, чтобы ее положительная эвристика не  ограничивалась психическим аппаратом усредненного оператора когнитивных процессов, а  включала в себя экзистенциальные данности и возможности живой исторической личности, реализующей в мышлении значимые бытийные отношения с собой и миром.

Об авторе

Н. И. Нелюбин
Омский государственный педагогический университет
Россия
644099, Россия, г. Омск, ул. Партизанская, 4а


Список литературы

1. Мамардашвили М. К. Эстетика мышления. М.: Московская школа политических исследований, 2000. 416 с.

2. Адо П. Духовные упражнения и античная философия. М., СПб.: Степной ветер; Коло, 2005. 448 с.

3. Франк С. Л. Предмет знания. Душа человека. СПб.: Наука, 1995. 656 с.

4. Маркузе Г. Эрос и цивилизация. Одномерный человек. Исследование идеологии развитого индустриального общества. М.: ACT, 2002. 526 с.

5. Бибихин В. В. Узнай себя. СПб.: Наука, 1998. 577 с.

6. Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии. М.: Смысл, 2000. 509 с.

7. Яницкий М. С., Серый А. В., Пелех Ю. В. Ценностно-смысловая парадигма как основа постнеклассической педагогической психологии // Философия образования. 2013. № 1. С. 175–186.

8. Ясперс К. Разум и экзистенция / пер. А. К. Судакова. М.: Канон+; Реабилитация, 2013. 336 с.

9. Фромм Э. Человек для самого себя. М.: ACT: ACT МОСКВА, 2010. 350 с.

10. Нелюбин Н. И. Эрзац-мышление как атрибут квазиидентичности человека в эпоху постмодерна // Комплексные исследования человека: психология: материалы VII Сибирского психологического форума, 28–29 ноября 2017 г. Томск, 2017. С. 159–162.

11. Нелюбин Н. И. Эрзац-мышление как атрибут существования современного человека // Психология и психотехника. 2017. № 4. С. 37–46. DOI: https://doi.org/10.7256/2454-0722.2017.4.24320

12. Пиаже Ж. Психология интеллекта. СПб.: Питер, 2003. 192 с.

13. Брунер Дж. Жизнь как нарратив // Постнеклассическая психология. Социальный конструкционизм и нарративный подход. 2005. № 1. С. 9–29.

14. Бердяев Н. А. О назначении человека. М.: Республика, 1993. 383 с.

15. Ухтомский А. А. Доминанта. СПб.: Питер, 2002. 448 с.

16. Хайдеггер М. Что зовется мышлением? / пер. Э. Сагетдинова. М.: Территория будущего, 2006. 320 с.

17. Завершнева Е. Ю. Записные книжки, заметки, научные дневники Л. С. Выготского: результаты исследования семейного архива // Вопросы психологии. 2008. № 1. С. 132–145.

18. Мамардашвили М. К. Стрела познания. М.: Тайдекс Ко, 2004. 264 с.

19. Клочко В. Е., Галажинский Э. В., Краснорядцева О. М., Лукьянов О. В. Системная антропологическая психология: понятийный аппарат // Сибирский психологический журнал. 2015. № 56. С. 9–20.

20. Васильев И. А., Поплужный В. Л., Тихомиров О. К. Эмоции и мышление. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. 192 с.

21. Щедровицкий Г. П. Мышление – Понимание – Рефлексия. М.: Наследие ММК, 2005. 800 с.

22. Хоружий С. С. Фонарь Диогена. Критическая ретроспектива европейской антропологии. М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2010. 688 с.

23. Краснорядцева О. М. Чувствительность к проблемам как характеристика инновационного потенциала личности // Сибирский психологический журнал. 2009. № 33. С. 13–19.

24. Бердяев Н. А. Смысл творчества (Опыт оправдания человека). М.: Изд-во Г. А. Лемана и С. И. Сахарова, 1916. 358 с.

25. Хайдеггер М. Пролегомены к истории понятия времени / пер. Е. Борисова. Томск: Водолей, 1998. 384 с.

26. Гусейнов А. А., Лекторский В. А., Щедрина Т. Г., Чубаров И. М., Порус В. Н., Янцен В. В., Пружинин Б. И., Автономова Н. С., Найман Е. А., Вендитти М., Микешина Л. А., Денн М. Густав Шпет и современная философия гуманитарного знания. К 130-летию Г. Г. Шпета. Встреча вторая (материалы «круглого стола») // Вопросы философии. 2010. № 7. C. 3–39.

27. Касавин И. Т. Смысл как проблема эпистемологии и науки // Эпистемология и философия науки. 2007. Т. 13. № 3. С. 5–16.

28. Психология и этика: опыт построения дискуссии / ред. Б. С. Братусь. Самара: Бахрах-М, 1999. 128 с.

29. Лукьянов О. В. Идентичность – элемент транстемпорального мира и фронт экзистенциального опыта // Сибирский психологический журнал. 2007. № 26. С. 31–35.


Рецензия

Для цитирования:


Нелюбин Н.И. Пролегомены к системно-антропологической теории мышления. Вестник Кемеровского государственного университета. 2019;21(1):112-120. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2019-21-1-112-120

For citation:


Nelyubin N.I. Prolegomena to the System-Anthropological Theory of Thinking. The Bulletin of Kemerovo State University. 2019;21(1):112-120. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/2078-8975-2019-21-1-112-120

Просмотров: 612


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-2122 (Print)
ISSN 2949-2092 (Online)