ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СТУДЕНТОВ И ОРДИНАТОРОВ ХИРУРГИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ
https://doi.org/10.21603/2078-8975-2018-1-139-146
Аннотация
Цель исследования – выявить и описать психологические характеристики студентов и ординаторов хирургических специальностей медицинского университета. В исследовании приняли участие 22 студента 6 курса, планирующие поступать на хирургический профиль и 20 ординаторов хирургической специализации. Использовался 16-факторный личностный опросник Р. Кеттелла (Форма А). У студентов 6 курса преобладают следующие психологические характеристики: тревожность, подозрительность, радикализм, мечтательность, доминантность, сдержанность, прямолинейность, жестокость, робость, низкий уровень самоконтроля, высокий уровень нормативности поведения. А у ординаторов – тревожность, самоконтроль, доминантность, радикализм, подозрительность, нонконформизм, жестокость, практичность, смелость. По результатам статистической обработки выявлены различия в психологических характеристиках у студентов 6 курса и ординаторов первого года обучения. У ординаторов более выражена жестокость, подозрительность, практичность, высокий уровень самоконтроля. Уровень самоконтроля у студентов существенно ниже, чем у ординаторов, и более выражена мечтательность. Материалы исследования могут быть использованы для улучшения процесса профессионального медицинского образования и подготовки молодых специалистов.
Об авторах
Д. С. ЛюкшинаРоссия
Н. С. Бартковская
Россия
Список литературы
1. Калягин А. Н., Жукова Е. В., Погорелова И. Г., Варавко Ю. О. Психологические особенности и типология личности студента медицинского вуза // Сибирский медицинский журнал (Иркутск). 2015. Т. 136. № 5. С. 132–135.
2. Капустина Т. В., Будко В. А. Кризис профессионального самоопределения у студентов специальности «лечебное дело в силах военно-морского флота» // Личность в экстремальных условиях и кризисных ситуациях жизнедеятельности. 2016. Т. 6. С. 135–142.
3. Сагдуллина Г. Ю., Сагдуллин И. Р. Развитие профессионально важных качеств врача специальности хирургия // Международный журнал экспериментального образования. 2014. № 6-1. С. 98–99.
4. Богачева О. Ю. Эмпирическое исследование проблемы влияния эмпатии на деятельность врачей (на примере врачей-терапевтов и врачей-хирургов) // Психология и Психотехника. 2013. № 2. С. 196–202. DOI: 10.7256/2070-8955.2013.02.9.
5. Корзунин В. А. Закономерности динамики профессионально важных качеств военных врачей в процессе профессионализации: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. Спб, 2002. 44 с.
6. Кагитина И. В. Профессиональная социализация студентов медицинских вузов: автореф. дис. … канд. социол. наук. Волгоград, 2008. 28 с.
7. Гатауллин И. Г., Забирова Л. М., Гатауллин И. И. Социологическое исследование мотивации врачей // Вестник экономики, права и социологии. 2015. № 4. С. 284–288.
8. Люкшина Д. С., Петрова Ю. И. Отношение студентов медицинского вуза к профессиональной деятельности // Тихоокеанский медицинский журнал. 2016. Т. 61. № 3. С. 96–98.
9. Смирнова С. В., Пчелинцева Е. В. Формирование профессиональной направленности будущих врачей на разных этапах обучения в медицинском вузе // Вестник Ивановской медицинской академии. 2015. Т. 20. № 3. С. 56–58.
10. Морозова И. С., Воронова Е. В. Динамика содержательных характеристик ценностно-мотивационного компонента психологической готовности студентов к профессиональной деятельности на различных эта-пах обучения в вузе // Вестник Кемеровского государственного университета. 2016. № 2. С. 120–125. DOI: 10.21603/2078-8975-2016-2-120-125.
11. Ясько Б. А. Психология медицинского труда: личность врача в процессе профессионализации: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. Краснодар, 2004. 42 с.
Рецензия
Для цитирования:
Люкшина Д.С., Бартковская Н.С. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СТУДЕНТОВ И ОРДИНАТОРОВ ХИРУРГИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ. Вестник Кемеровского государственного университета. 2018;(1):139-146. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2018-1-139-146
For citation:
Lyukshina D.S., Bartkovskaya N.S. PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF STUDENTS AND RESIDENTS OF SURGICAL DIRECTIONS OF TRAINING. The Bulletin of Kemerovo State University. 2018;(1):139-146. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/2078-8975-2018-1-139-146