Preview

СибСкрипт

Расширенный поиск

СТРУКТУРА АДАПТАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ОДАРЕННЫХ ПОДРОСТКОВ

https://doi.org/10.21603/2078-8975-2017-4-117-124

Аннотация

В статье отражены основные подходы к проблеме адаптационного потенциала. Раскрываются суть и содержание адаптационного потенциала современной психологии. Анализируются структурные компоненты адаптационного потенциала, включающие нервно-психическую устойчивость, самооценку, коммуникативность, психическую регуляцию и др. Описываются особенности адаптации одаренных подростков и структура адаптационного потенциала одаренного подростка, которая представлена в виде многоуровневой системы. Выдвигается предположение о том, что в структуру адаптационного потенциала одаренных подростков входят эмоциональный, рефлексивный, волевой и поведенческий компоненты. В качестве испытуемых выступили одаренные подростки в возрасте 12–15 лет, обучающиеся в специализированных классах (инженерных) в количестве 56 человек, среди которых было 26 мальчиков и 30 девочек. Приводятся данные факторного анализа методом главных компонент с вращением «варимакс нормализованное», демонстрирующие, что структура адаптационного потенциала одаренных подростков включает пять факторов, объясняющих 57,02 % общей изменчивости. Анализируются результаты факторного анализа, позволяющие авторам прийти к выводу, что адаптационный потенциал одаренных подростков включает в себя пять компонент: 1 и 2 компоненты отражают эмоциональный компонент - способность понимать и выражать свои чувства и чувства других; 3 - рефлексивный компонент - способность к внутреннему анализу своих действий и поступков; 4 - поведенческий компонент - склонность реагировать определенным образом на ту или иную ситуацию; 5 - волевой компонент - возможность регулировать свое эмоциональное поведение в нестандартных ситуациях.

Об авторах

О. О. Андронникова
Новосибирский государственный педагогический университет
Россия

Ольга О. Андронникова.

630126, Новосибирск, ул. Вилюйская, 28



Ю. М. Перевозкина
Новосибирский государственный педагогический университет
Россия

Юлия М. Перевозкина.

630126, Новосибирск, ул. Вилюйская, 28



Н. В. Дмитриева
Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы
Россия

Наталья В. Дмитриева.

199178, Санкт-Петербург, Васильевский остров, 12-ая линия, 13 "А"



Н. А. Щукина
Развлекательный центр «Нафаня»
Россия

Надежда А. Щукина.

630126, Новосибирск, ул Выборная, 89/8, офис 5



Список литературы

1. Маклаков А. Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психологический журнал. Т. 22. № 1. 2001. С. 16-24.

2. Яницкий М. С., Портнова А. Г., Богомолов А. М. Адаптационная парадигма в постнеклассической методологии психологических исследований развития личности // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. 2013. № 2. С. 19–26.

3. Селье Г. Стресс без дистресса. М: Прогресс, 1982. 128 с.

4. Коновалова Н. Л. Предупреждение нарушений в развитии личности при психологическом сопровождении школьников. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2000. 232 с.

5. Перевозкина Ю. М., Дмитриева Н. В., Перевозкин С. Б. Импазо-ролевое прогнозирование особенностей социализации в коммуникативной сфере подростков // СМАЛЬТА. 2015. № 4. С. 39-46.

6. Посохова С. Т. Личностная регуляция адаптации в изменяющейся социальной среде // Психологические проблемы самореализации личности / под ред. Г. С. Никифорова, Л. А. Коростылевой. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2001. С. 111-121.

7. Богомолов А. М. Личностный адаптационный потенциал в контексте системного анализа // Психологическая наука и образование. 2008. № 1. C. 67-73.

8. Кузнецова Л. Э. Влияние системы отношений личности на адаптационный потенциал сотрудников милиции, переживших экстремальные ситуации: дис. ... канд. психол. наук. Краснодарский гос. ун-т, Краснодар, 2011. 222 с.

9. Ушаков Д. В. Психология одаренности и проблема субъекта // Проблема субъекта в психологической науке. М.: Академический проект, 2000. С. 212–226.

10. Перевозкина Ю. М., Павлова Т. Л., Маврина И. А., Прюс Ф. Взаимосвязь ролевых импозитов и социальной одаренности учащихся // Актуальные проблемы психологии и педагогики: диагностика, превенция, коррекция: материалы научно-практической заочной конференции с международным участием: в 2-х ч. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2016. Ч. 1. С. 36-45.

11. Симаева И. Н. Психология адаптации субъекта к изменениям жизнедеятельности. Калининград: РГУ им. И. Канта, 2005. 315 с.

12. Барышникова Е. Л. Наблюдение корреляции эмоциональных состояний и креативности в процессе обучения младших школьников // Развитие теории дошкольного образования. Психолого-педагогические аспекты: материалы научно-практической конференции. Москва, 1998. С. 29-31.

13. Батухтина Т. В. Структура адаптационного потенциала художественно одаренной личности. дис. ... канд. психол. наук. Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. СПб., 2009. 270 с.

14. Шмелев А. Г. Психодиагностика личностных черт. СПб.: Речь, 2002. 480 с.


Рецензия

Для цитирования:


Андронникова О.О., Перевозкина Ю.М., Дмитриева Н.В., Щукина Н.А. СТРУКТУРА АДАПТАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ОДАРЕННЫХ ПОДРОСТКОВ. Вестник Кемеровского государственного университета. 2017;(4):117-124. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2017-4-117-124

For citation:


Andronnikova O.O., Perevozkina Yu.M., Dmitrieva N.V., Shchukina N.A. ADAPTATION POTENTIAL STRUCTURE IN GIFTED ADOLESCENTS. The Bulletin of Kemerovo State University. 2017;(4):117-124. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/2078-8975-2017-4-117-124

Просмотров: 691


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-2122 (Print)
ISSN 2949-2092 (Online)