МОТИВАЦИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЕТИ ИНТЕРНЕТ СТУДЕНТАМИ ВУЗА ВО ВЗАИМОСВЯЗИ С ВРЕМЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВОЙ ЛИЧНОСТИ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИЕЙ
https://doi.org/10.21603/2078-8975-2017-3-161-166
Аннотация
В статье актуализируется проблема мотивации использования сети Интернет студентами вуза. Данный феномен рассматривается во взаимосвязи с такими показателями личностного развития, как временная перспектива личности и социально-психологическая адаптация. Излагаются результаты исследования, посвященного выявлению взаимосвязи параметров
временной перспективы личности, мотивации пользования сети Интернет и потенциала социально-психологической адаптации студентов вуза, где основным временным модусом выделяется психологическое настоящее человека в период обучения в высшем учебном заведении. Выявляется корреляционная значимость показателей между выбранными параметрами, производится соотнесение выбранного временного модуса с ведущей мотивацией пользования сетью Интернет и показателей интернет-зависимости. Выявлено,
что для студентов ведущими мотивами пользования сетью Интернет являются – деловой мотив, самореализация, самоутверждение и коммуникация. Показано, что Интернет наиболее значим для студентов с выраженным гедонистическим настоящим, негативным прошлым и фаталистическим настоящим. Данная группа студентов демонстрирует сниженные показатели социально-психологической адаптации. Делается вывод о компенсаторном характере пользования сети Интернет у респондентов с негативным отношением к смысловым локусам временной перспективы личности. Результаты исследования обозначают тенденции возникновения кризисных ситуаций у студенческой
молодежи и могут использоваться в деятельности психологических служб вузов, направленной на развитие социально-психологической адаптации студентов, и для профилактики интернет-зависимости.
Об авторе
Т. Е. ШеинаРоссия
650000, г. Кемерово, ул. Красная, 6.
Список литературы
1. Серый А. В., Вечканова Е. М. Темпоральные аспекты актуализации смысловых граней субъективных образов переживания кризиса идентичности в период юности // Вестник Кемеровского государственного университета. 2015. № 3. Т. 3. С. 238–247.
2. Проконич О. А. Динамические характеристики временной перспективы личности студентов вуза в процессе обучения // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2015. № 1. C. 207–219. DOI: 10.12731/2218-7405-2015-1-46.
3. Левин К. Динамическая психология: избранные труды. М.: Смысл. 2001. 572 с.
4. Зимбардо Ф., Бойд Д. Парадокс времени: новая психология времени, которая улучшит вашу жизнь. М.: Речь, 2010. 352 с.
5. Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего / под ред. Д. А. Леонтьева. М.: Смысл, 2004. 608 с.
6. Головаха Е. И., Кроник А. А. Психологическое время личности, М.: Смысл, 2008. 267 с.
7. Frank L. K. Time perspectives // J. Soc. Phil. 1939. Vol. 4. P. 293–312.
8. Куликов Л. В. Психология личности в трудах отечественных психологов. М.: Питер. 2009. 460 с.
9. Яницкий М. С., Серый А. В., Проконич О. А. Особенности временной перспективы личности представителей различных ценностных типов массового сознания // Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки. 2012. № 2(20). С. 175–180.
10. Сырцова А., Соколова Е. Т., Митина О. В. Методика Ф. Зимбардо по временной перспективе // Психологическая диагностика. 2007. № 1. C. 85–105.
11. Kimberly S. Y. Caught in the Net: How to Recognize Internet addiction and A Winning Strategy for Recovery. New York, NY: John Wiley & Sons, 1995. 256 р.
12. Осницкий А. К. Определение характеристик социальной адаптации // Психология и школа. 2004. № 1. С. 43–56.
13. Aрeстoвa О. Н., Бабанин Л. Н., Войскунский А. Е. Мотивация пользователей Интернета // Гуманитарные исследования в Интернете / под ред. А. Е. Войскунского. М.: Можайск-Терра, 2000. C. 55–76.
14. Серый А. В., Яницкий М. С., Харченко Е. В. Ценностно-смысловые аспекты психологической работы со студенческой молодёжью, находящейся в кризисной ситуации // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2014. № 2. С. 40–48. DOI: 10.15293/2226-3365.1402.04.
Рецензия
Для цитирования:
Шеина Т.Е. МОТИВАЦИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЕТИ ИНТЕРНЕТ СТУДЕНТАМИ ВУЗА ВО ВЗАИМОСВЯЗИ С ВРЕМЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВОЙ ЛИЧНОСТИ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИЕЙ. Вестник Кемеровского государственного университета. 2017;(3):161-166. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2017-3-161-166
For citation:
Sheina T.E. INTERNET USE MOTIVATION IN STUDENTS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS IN INTERRELATION WITH TEMPORARY PERSPECTIVE OF THE INDIVIDUAL AND SOCIO-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION. The Bulletin of Kemerovo State University. 2017;(3):161-166. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/2078-8975-2017-3-161-166