Preview

СибСкрипт

Расширенный поиск

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССА ЭТНИЧЕСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация

В статье представлен содержательный анализ организации психолого-педагогического сопровождения этнической социализации учащихся по основным направлениям деятельности практического психолога образования (диагностическое, профилактическое, просветительское, коррекционно-развивающее, консультационное). Психолого-педагогическое сопровождение этнической социализации понимается как деятельность психолога по обеспечению становления у учащихся позитивной этнической идентичности, толерантности и ценностного отношения к этнокультурному разнообразию. Просветительское направление предполагает стимулирование интереса к истории и культуре своей и других этносов, повышение осведомленности в области культуры мира и толерантности, помощь в осознании межкультурного взаимовлияния и взаимозависимости и др. Консультационное направление предполагает индивидуальные и групповые консультации учеников, родителей и педагогов по вопросам этнической социализации. Диагностика направлена на выявление актуального уровня показателей этнической социализации школьника. Профилактика включает предупреждение негативной идентичности, рассогласованности системы ценностных ориентаций, интолерантности, повышение уровня позитивной оценки себя и Другого, противодействие этническому атрибутированию и т. д. Коррекционно-развивающее направление подразумевает коррекцию негативной идентичности, интолерантности, развитие навыков сотрудничества и диалога, снижение уровня предубежденности по отношению к Другим и т. д.

Об авторах

С. Б. Дагбаева
Забайкальский государственный университет, Чита
Россия
Дагбаева Соелма Батомункуевна – кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии образования


С. Д. Намсараев
Бурятский государственный университет, Улан-Удэ
Россия
Намсараев Сергей Дашинимаевич – доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики


Список литературы

1. Асмолов А. Г. Практическая психология и проектирование вариативного образования в России: от парадигмы конфликта – к парадигме толерантности // Вопросы психологии. 2003. № 4. С. 3 – 15.

2. Атлас новых профессий / П. Лукша, К. Лукша, Д. Песков, Д. Коричин. М.: Агентство стратегических инициатив при Президенте РФ; Московская школа управления СКОЛКОВО, 2014. 168 с.

3. Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. М.: Совершенство, 1997. 298 с.

4. Губанова М. И. Педагогическое сопровождение социального самоопределения старшеклассников // Педагогика. 2007. № 9. С. 33 – 38

5. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. / под ред. профессора И. А. Бодуэна де Куртенэ. М.: Рус. яз. Медиа, 2003. Т. 4. 688 с.

6. Дубровина И. В. Идеи Л. С. Выготского о содержании детской практической психологии // Психологическая наука и образование. 2013. № 3. Режим доступа: http://psyedu.ru/journal/2013/3/3432.phtml (дата обращения: 29.11.2014).

7. Морозова И. С. Модель функционирования психологической службы // Педагогический вестник. Вып. 44. Кемерово: Научно-методический центр, 2008. 98 с.

8. Морозова И. С. Моделирование организации психологической службы в дошкольном образовательном учреждении // Постнеклассическая практическая психология: региональный опыт: коллективная монография / под ред. М. С. Яницкого, Ю. В. Пелеха. Тернополь: Навчальна книга – Богдан, 2011. 364 с.

9. Овчарова Р. В. Практическая психология образования: учеб. пособие (мультимедийное сопровождение курса в схемах и комментариях). Курган: Курганский гос. ун-т, 2001. 210 с.

10. Педагогическая психология: учебник / под ред. Н. Б. Евтуха, Ю. В. Пелеха, М. С. Яницкого. Ровно: Ассоль, 2014. 287 с.

11. Солдатова Г. У., Шайгерова Л. А., Макарчук А. В. Ключевые компетенции ведущего межкультурных тренингов // Практическая этнопсихология: актуальные проблемы и перспективы развития: сборник материалов Второй Всероссийской научно-практической конференции (21 – 22 ноября 2008 г., г. Москва) / ред. О. Е. Хухлаев. М.: МГППУ, 2008. 217 с.

12. Хухлаев О. Е., Хухлаева О. В. Национализм как социально-психологический феномен в молодежной среде // Этнопсихология: вопросы теории и практики: сборник научных трудов. Вып. 2 / под ред. О. Е. Хухлаева. М.: МГППУ, 2009. 96 с.

13. Хухлаева О. В Психологические «барьеры» взаимодействия педагогов с учащимися в поликультурном классе // Практическая этнопсихология: актуальные проблемы и перспективы развития: сборник материалов Второй Всероссийской научно-практической конференции (21 – 22 ноября 2008 г., г. Москва) / ред. О. Е. Хухлаев. М.: МГППУ, 2008. 217 с.

14. Хухлаева О. В., Чибисова М. Ю. Работа психолога в многонациональной школе: учебное пособие. М.: Форум, 2011. 176 с.

15. Чурекова Т. М. Непрерывное образование и развитие личности в системе инновационных учебных заведений. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2001. 262 с.


Рецензия

Для цитирования:


Дагбаева С.Б., Намсараев С.Д. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССА ЭТНИЧЕСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ. Вестник Кемеровского государственного университета. 2015;(3-3):114-118.

For citation:


Dagbaeva S.В., Namsaraev S.D. PSYCHOLOGICAL AND EDUCATIONAL SUPPORT THE PROCESS OF ETHNIC SOCIALIZATION OF SCHOOLCHILDREN. SibScript. 2015;(3-3):114-118. (In Russ.)

Просмотров: 409


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-2122 (Print)
ISSN 2949-2092 (Online)