ПРОФИЛАКТИКА ЭТНИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
Аннотация
В статье рассматриваются возможности современной школы по развитию навыков эффективного межличностного и межгруппового взаимодействия как способа профилактики этических конфликтов. На основе проведенных исследований обосновывается необходимость осуществления профилактики этнических конфликтов через развитие межкультурной компетентности подростков. Межэтнические и межнациональные конфликты рассматриваются как частный случай социального конфликта, когда конфликтующие группы сформированы по этническому основанию. Представлены результаты проведения психопрофилактической работы, направленной на развитие составляющих межкультурной компетентности, коммуникативной толерантности и умение принимать других. Полученные данные позволяют сделать выводы о том, что формировать межкультурную компетентность можно посредством психопрофилактических программ, направленных на снижение конфликтности, развитие коммуникативных навыков и обогащение знаниями о культуре и традициях других народов. Наиболее значимые изменения отмечены в таких показателях межкультурной компетентности, как терпимость к противоположным взглядам и мнениям, способность избегать конфликтных ситуаций, понимание своеобразия разных народов
Ключевые слова
Об авторе
Е. Л. АршинскаяРоссия
Аршинская Елена Леонидовна – старший преподаватель кафедры психологии образования и развития личности Педагогического института
Список литературы
1. Карнышев А. Д., Иванова Е. А. Социально-психологические механизмы и особенности этнической и экономической социализации // Сибирский психологический журнал. 2001. № 39. С. 43 – 59.
2. Карнышев А. Д., Терехова Т. А., Трофимова Е. Л., Скорова Л. В., Иванова Е. А., Карнышева О. А. Психолого-педагогическое сопровождение формирования межкультурной компетентности: учебно-методическое пособие. Иркутск: РепоцентА1, 2012. 332 с.
3. Карнышев А. Д., Костин А. К., Иванова Е. А. Межнациональное согласие рождается в семье и школе. Иркутск: Сарма, 2013. 128 с.
4. Лебедева Н. М., Татарко А. Н. Кросс-культурный анализ социально-психологических факторов этнической толерантности и типичные стратегии межгруппового взаимодействия в поликультурных регионах России // Этническая толерантность в поликультурных регионах России / под ред. Н. М. Лебедевой, А. Н. Татарко. М.: Изд-во РУДН, 2002. С. 252 – 285.
5. Пахальян В. Э. Психопрофилактика в практической психологии образования: учебное пособие. М.: ПЕР СЭ, 2003. 208 с.
6. Психология общения. Энциклопедический словарь / под общ. ред. А. А. Бодалева. М.: Когито-Центр, 2011. Режим доступа: http://vocabulary.ru/dictionary/1095/word/mezhkulturnaja-kompetencija
7. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. М. АРКТИ, 2006. 320 с.
8. Сушков И. Р. Психология взаимоотношений групп в социальной системе: автореф. дис. … д-ра психол. наук. М., 2002. 50 с
Рецензия
Для цитирования:
Аршинская Е.Л. ПРОФИЛАКТИКА ЭТНИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ. Вестник Кемеровского государственного университета. 2015;(3-3):77-82.
For citation:
Arshinskaya E.L. PREVENTION OF ETHNIC CONFLICTS THROUGH THE DEVELOPMENT OF INTERCULTURAL COMPETENCE OF TEENAGERS. SibScript. 2015;(3-3):77-82. (In Russ.)